Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
"Российский научно–технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия"


Балванович А.В., Росляков Р.А. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОЙ НУМЕРАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ [Электронный ресурс] // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Научный интернет-журнал. 2015. – № 4(26). Режим доступа http://iea.gostinfo.ru/files/2015_04/2015_04_01.pdf

УДК 330.341.2


НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОЙ НУМЕРАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Балванович А.В.,
ФГУП «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)
Росляков Р.А., ФГУП «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)


В статье рассматривается современное состояние использования штрих-кодирования, делается заключение о том, что штрих-кодирование не отвечает информационным потребностям, как потребителей, так и производителей продукции. Предлагаются направления развития товарной нумерации отечественной продукции: экологически чистые продукты; ресурсосберегающие высокотехнологичные продукты; наилучшие доступные технологии.

Ключевые слова: кодификация, качество, импортозамещение, продукция.

UDC 330.341.2


DIRECTION OF DEVELOPMENT COMMODITY NUMBERING OF DOMESTIC PRODUCTS IN THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

Balvanovich A.V.,
FGUP «Russian Research and Development Information Center on Standartization, Metrology and Compliance Check» (FGUP «STANDARTINFORM»)
Roslyakov R.A., FGUP «Russian Research and Development Information Center on Standartization, Metrology and Compliance Check» (FGUP «STANDARTINFORM»)


The article discusses the current state of the use of bar-coding, it is concluded that bar coding does not meet the information needs of both consumers and producers. The directions of the development of commodity numbering domestic products: eco-friendly products; resource-saving high-tech products; the best available technology.

Keywords: codification, quality, import substitution products.

На сегодняшний день маркировка продукции посредством нанесения штрих-кодов не отвечает потребностям окружающей действительности. В начале 70-х годов прошлого века, когда только началось внедрение штрих-кодирования, представление информации о продукте в графическом виде для ее оперативного считывания техническими средствами позволило в значительной степени упорядочить логистику ритейлеров, повысить качество обслуживания потребителей, сократить количество ошибок кассиров-операторов при вводе информации о реализуемом продукте.

Вместе с тем в настоящее время штрих-код перестал быть носителем информации, предназначенной исключительно для производителя, дилера или продавца. Современные персональные мобильные устройства позволяют любому человеку декодировать информацию, представленную в штрих-коде в течении нескольких секунд и не прилагая для этого существенных усилий. Однако гражданам требуется больше информации [1], касающейся потребительских свойств продукта. Кроме того, самим конечным продавцам требуется значительно больше детализированной информации о реализуемой продукции, о движении товара внутри предприятия, имеющихся запасах и т.д. В связи с этим ставший уже классическим штрих-код EAN-13 не удовлетворяет потребности как производителей и продавцов, так и потребителей. [2]

Ведением и разработкой международных стандартов кодирования продукции заниматься добровольная международная некоммерческая организация – GS1 (ранее – EAN International и UCC). На территории Российской Федерации единственным официальным представителем GS1 является Добровольная некоммерческая неправительственная организация «Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН / ГС1 РУС» [3].

Код EAN-13 принято декомпозировать на 4 основных блока:

Блок 1 – 3 цифры – префикс национальной организации GS1. Префикс GS1 не является подтверждением страны происхождения товара, он означает лишь диапазон, выделенный для присвоения идентификационных номеров GS1 предприятиям, обращающимся за их получением в определённой стране. При этом данный товар может быть произведён в любой другой стране мира [4]. Например, префиксы России – 460-469, Франции – 300-379, Германии – 400-440, Китая – 690-695 и т.д.

Блок 2 – 4-6 цифр – код предприятия-производителя или продавца товара;

Блок 3 – 3-5 цифр – код товара;

Блок 4 – 1 цифра – контрольное число [5].

Исходя из сказанного выше, можно говорить о том, что предлагаемая информация не удовлетворяет информационные потребности всех заинтересованных сторон.

Новые стандарты маркировки продукции [6], прежде всего пищевой, разрабатываются ведущими торговыми марками мира.

Среди основных информационных потребностей специалисты выделяют следующие:

• для потребителей – состав, условия и сроки хранения, аллергены, органолептические свойства, дата и место производства и т.д.;

• для ритейлеров – номер партии, дата и место производства, условия и сроки хранения, конечная дата реализации, порядок утилизации.

Безусловно, часть приведенных данных отображается на упаковке, однако требования к объему, способу и средствам получения абсолютно иные. Получаемая информация должна отображаться на персональных мобильных устройствах (планшетах или смартфонах) в режиме реального времени, с использованием общедоступных мобильных приложений, где, свою очередь, должен быть предусмотрен многофункциональный комплекс.

Ритейлеры заинтересованы в оперативном обнаружении и идентификации продукции, которая подлежит утилизации, не удовлетворяет требованиям хранения и реализации и т.д. Также следует заметить, что обе стороны заинтересованы в высоком качества реализуемого либо приобретаемого продукта, а также в потреблении отечественных товаров. Это, в свою очередь, отвечает современным требованиям импортозамещения, замены отечественными продуктами зарубежных аналогов.

Вопрос совершенствования общепринятой системы маркирования отечественной продукции находится на повестке дня в Министерстве экономического развития Российской Федерации еще с первой половины 2012 года, планировалось введение дополнительных параметров. К решению данной проблемы привлекались все заинтересованные лица, в том числе федеральные органы власти и управления, предприниматели и эксперты в области кодирования. Планировалось, что уникальный идентификационный номер будет присваиваться соответствующими государственными органами. В результате считывания и декодирования пользователю в режиме реального времени предоставлялась бы информация об интересуемом товаре, его жизненном цикле, начиная с момента производства и заканчивая выставлением его на прилавок магазина. Предполагалось, что приведенные данные позволят установить легитимность продукта, его соответствие нормативной документации в области обеспечения качества и безопасности. Однако на сегодняшний день в промышленных масштабах отмеченная маркировка не используется.

Все чаще на современных продуктах можно увидеть коды, содержащие в себе гораздо больше информации, например двухмерные коды, которыми также занимается организация GS1. Особенностью кода является то, что он шифрует необходимые данные в двух направлениях – по горизонтали и вертикали. В свою очередь, двухмерные коды разделяются на stacked и на matrix (матричный) коды. Stacked наиболее часто можно увидеть на проездных документах на самолет либо поезд, matrix используется для маркировки продукции. Матричный код может содержать в себе информацию об изначальном сырье для продукта, где оно было получено и переработано, как транспортировалось, а также сколько времени затрачено, например, от разделки туши телятины в Аргентине до ее попадания на прилавок немецкого магазина.

Также ряд сетевых продавцов наносят на реализуемую продукцию QR-код. QR-код также является двухмерным, он способен включить в себя около 1500 знаков кириллицей, 4296 – латиницей, 7089 – цифр. Программные средства генерации и распознания данных кодов находятся в свободном доступе в сети Интернет. Однако в основной своей массе зашифрованная в нем информация предназначена исключительно для потребителя, поскольку в магазинах средства декодирования ориентированы на классические штрих-коды.

На сегодняшний день основные усилия специалистов GS1 направлены на распространении и популяризации среди участников рынка идеи об увеличении объемов информации о различных стадиях жизненного цикла производимого и реализуемого продукта. При этом на современном этапе уже ведется работа по установлению баланса между потребительской информированностью и корпоративной конфиденциальностью.

Таким образом, наиболее перспективными направлениями в области отечественного кодирования является разработка идентификационных номеров для экологически чистых продуктов, ресурсосберегающих высокотехнологичных продуктов, а также для наилучших доступных технологий. Для качественной и оперативной реализации задач по кодификации и кодированию отмеченных выше направлений представляется целесообразным привлечь все заинтересованные стороны: бизнес-сообщество (в первую очередь ведущих ритейлеров страны); специалистов по кодированию «Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН / ГС1 РУС»; органы государственной власти и управления; экспертное сообщество, организации защиты прав потребителей и др. Со стороны государства наиболее перспективным представляется привлечение специалистов Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»). Одним из основных видов деятельности организации является экспертиза и разработка общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации [7]. Необходимо заметить, что в соответствии [8] с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и с Федеральным законом от 15 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее – общероссийские классификаторы) являются нормативными документами, распределяющими технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющимися обязательными для применения при создании государственных информационных систем, информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией [9, 10]. Следовательно, проводимые мероприятия будут способствовать реализации политики государства в направлении повышения качества продукции отечественных предприятий, а также импортозамещения.

Дальнейшее развитие расширенного информационного обеспечения розничной торговли включает несколько основных направлений. Во-первых, необходима разработка специально адаптированных для потребителей текстов стандартов, включая короткие аннотации, пригодные для мобильного доступа, и упорядочение доступа к подобным производным документам в области стандартизации [11-13]. Во-вторых, необходимо развитие подходов к оценке взаимосвязи между объективными характеристиками продукции, поддающимися измерениям, и субъективно воспринимаемым качеством, необходимым потребителю, для чего процесс разработки стандартов должен включать представителей потребительских ассоциаций [14-15,17]. В-третьих, необходима интеграция доступа к системе сбора и распространения информации об опасных и бракованных продуктах («СИНАТРА») [16], и другим ресурсам интегрированных порталов в области технического регулирования и стандартизации [17-20]. В-четвертых, интеграция в предоставляемую информацию данных об уровне качества продукции и товарах для кросс-продаж от рекомендательных сервисов, основанных на социально-сетевых моделях [21-23]. Перечисленные меры, как показывает зарубежный опыт, могут существенно повысит уровень потребительского доверия и интереса к отечественной инновационной продукции, впервые выводимой на рынок [24-27].

Список использованной литературы и источников

1. Emma Thomasson Days numbered for barcodes as shoppers demand more data [Электронный ресурс] http://www.reuters.com/article/2015/08/28/us-retail-consumers-barcodes-insight-idUSKCN0QX0FD20150828;
2. Обеспечение информацией в области стандартизации предприятий малого бизнеса: Диссертация ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Гусейнов Руслан Ильгамович; [Место защиты: Рос. науч.-техн. центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия]. – Москва, 2012. – 155 с.
3. Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН / ГС1 РУС» [Электронный ресурс] http://www.gs1ru.org/about/;
4. Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН / ГС1 РУС» [Электронный ресурс] http://www.gs1ru.org/about/prefix-list/
5. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. – М.: Институт новой экономики, 1997.
6. Ищенко Н. Новые способы маркировки могут вытеснить штрих-коды с упаковок товаров // Ведомости, – 2015 – 28 августа [электронный ресурс] http://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/08/28/606728-novie-sposobi-markirovki-vitesnit-shtrih-kodi
7. ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» [Электронный ресурс] http://www.gostinfo.ru/pages/Classification/exdevclass/#.VfE3fpcpr21;
8. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depSectorEconom/20150213;
9. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.07.2015, № 27, ст. 3953;
10. Федеральный закон от 15 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.
11. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Cоциальноэкономические аспекты распространения стандартов // Стандарты и качество. 2014. № 1 (918).
12. Ломакин М.И., Докукин А.В., Коровайцев А.А. Нормативно-правовое регулирование распространения стандартов на платной основе современное состояние // Стандарты и качество. 2013. № 12 (918).
13. Докукин А.В. Расширение документарного покрытия системы информационного обеспечения технического регулирования // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. № 1 (1).
14. Коровайцев А.А., Ломакин М.И., Докукин А.В. Экономические проблемы взаимосвязи квалиметрии и метрологии на примере измерений параметров качества бытовой аудиои аудиовизуальной техники // Мир измерений. 2014. № 1.
15. Докукин А.В. Необходимость гармонизации интересов производителей и потребителей в техническом регулировании // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. № 3 (3).
16. Докукин А.В., Борцова Д.Э. Информационное обеспечение взаимодействия государства и потребителей в процессе контроля качества и безопасности продукции // Транспортное дело России. 2013. № 1.
17. Докукин А.В., Борцова Д.Э. Нормативно-управленческие резервы качества комплексных товарно-сервисных предложений на потребительском рынке // Транспортное дело России. 2012. № 6-2.
18. Докукин А.В. Интеграция доступа к ресурсам единой информационной системы по техническому регулированию // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2012. № 3 (7).
19. Дорофеев С.М. Создание интернет-портала защиты прав потребителей в рамках технического регулирования. - препринт / С.М. Дорофеев, А. В. Докукин; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное гос. унитарное предприятие "Российский науч.-технический центр информ. по стандартизации, метрологии и оценке соответствия". Москва, 2011.
20. Ломакин М.И., Докукин А.В., Коровайцев А.А. Разработка стратегии повышения качества информационных услуг в системе информационного обеспечения технического регулирования // Транспортное дело России. 2012. № 6-2.
21. Ломакин М.И., Докукин А.В., Соседов Г.А. Модель измерения влияния в социальных сетях // Компетентность. 2014. № 7 (118).
22. Ломакин М.И., Шинелин Н.В., Докукин А.В., Соседов Г.А. Разработка модели оценки влияния в социальных сетях // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8.
23. Дрогобыцкая К.С., Докукин А.В., Ершов А.С. Современные социально-информационные факторы совершенствования цепей создания ценности // Транспортное дело России. 2013. № 4.
24. Докукин А.В., Коновалов В.А. Роль системы технического регулирования в инновационном развитии экономики // Стандарты и качество. 2009. № 2.
25. Докукин А.В. Стандартизация как инструмент защиты отечественных инноваторов // Век качества. 2009. № 3.
26. Докукин А.В. Обзор иностранных концепций использования стандартизации в интересах инновационного развития // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2012. № 4 (8).
27. Докукин А.В. Адаптация зарубежного опыта стимулирования инновационного развития с помощью стандартизации // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. Т. 2. № 2 (2).

© Балванович А.В.
© Росляков Р.А.