Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
"Российский научно–технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия"


Салихова И.С. НА ПУТИ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ [Электронный ресурс] // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Научный интернет-журнал. 2013. – № 6(16). Режим доступа http://iea.gostinfo.ru/files/2013_06/2013_06_02.pdf

УДК 378


НА ПУТИ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Салихова И.С.,
, доцент кафедры экономики Института образования и науки, кандидат экономических наук


Аннотация. В статье рассматриваются некоторые теоретические и прикладные аспекты формирования механизма эффективного функционирования объединенного высшего учебного заведения. Выявлены уровни синергии при формировании и использовании объединенного инновационного потенциала образовательных организаций. Показана логика управленческой деятельности, обеспечивающей наивысший результат в рамках исследуемых этапов объединения учебных заведений. Предложены научно-практические рекомендации, призванные обеспечить повышение качества функционирования объединенных образовательных организаций.

Ключевые слова: механизм объединения образовательных организаций, инновационный потенциал, лидерский тип управления, интеллектуальная элита, ключевая компетенция учебного заведения, образовательная услуга, интеллектуальная собственность, репутационный капитал.

UDC 378


TOWARDS A NEW MECHANISM FOR IMPLEMENTING QUALITY INNOVATION POTENTIAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Salikhova I.S.,
docent at Economics Department of Institute of Education and Science, candidate degree of economic sciences


Abstract. The article examines the key theoretical aspects of the formation mechanism for the effective functioning of a unified higher education. Identified levels of synergy and the emergence of the generation and use of innovative combined capacity of educational institutions. Shows the logic of management, which provides the highest result in the framework of the studied stages of association of educational institutions. Proposed research and practical recommendations to improve the quality of the combined functioning of educational institutions.

Keywords: mechanism of association of educational institutions, innovation potential, leadership style of management, the intellectual elite, the key competence of the institution, educational services, intellectual property, reputational capital.

Продолжающиеся интеграционные процессы в системе отечественного высшего образования объективно предопределяют необходимость разработки эффективного механизма использования инновационного потенциала вновь создаваемых образовательных организаций. Как свидетельствует практика, можно условно выделить два уровня ожидаемой синергии в процессе и в результате объединительных мероприятий в системе современных вузов. Кратко рассмотрим оба этих уровня.

Синергия первого уровня, ожидаемая в процессе и в результате объединительных мероприятий, связана с управленческими решениями и действиями, обеспечивающими такое соединение (слияние) одноименных потенциалов каждого вуза, чтобы в итоге формировался «эффект возросшей мощности», то есть эмерджентный эффект именно в рамках каждого потенциала в отдельности. Хорошо известно, что высшие учебные заведения, находясь в состоянии «до объединения», обладали раздельными потенциалами: управленческим, научно-исследовательским, учебно-научным, рыночно-маркетинговым, научно-практическим (предпринимательским), а также потенциалом интеллектуальной собственности.

Очевидно, что субъект (субъекты) управления процессом объединения раздельных потенциалов должны знать соответствующие цели и быть способными к реальному объединению названных потенциалов. Управленческий механизм, обеспечивающий синергию первого уровня, может состоять из следующих ключевых звеньев.

Первое – это ясное формулирование цели (целей) и задач объединения одноименных потенциалов, что позволит всем заинтересованным участникам увидеть направленность объединительных мероприятий. Здесь создается «мотивационно-смысловой» базис всех последующих объединительных мероприятий, являющийся основой для мобилизации энергии участников соответствующих объединений.

Второй элемент данного механизма связан с четким определением компетентных и ответственных субъектов, представляющих ключевые интересы всех заинтересованных сторон и призванных осуществить «инвентаризацию» состояния потенциалов, определить пути и возможности их слияния при одновременной гармонизации социально-экономических интересов. Учет и гармонизация интересов также является основанием для развития мотивации субъектов соответствующей деятельности.

Третье – это проведение соответствующих дискуссий (совещаний, обсуждений, «круглых столов», брейнстормингов, семинаров и т.д.), в результате которых должен появиться порядок (план, последовательность, ответственные исполнители и др.) объединения каждого вида потенциала при базисной роли критерия социальной эффективности планируемых и проводимых мероприятий.

Четвертое – это проведение оценочных мероприятий, призванных выявить реальную ценность объединяемых интеллектуальных потенциалов, капиталов и интеллектуальных (невещественных) активов. Результатом этой работы должен быть консенсус по вопросу о том, какие элементы того или иного потенциала должны остаться в новом, объединенном вузе.

Пятое звено механизма управления непосредственно увязывается с выявлением ключевого звена в рамках каждого из объединяемых потенциалов. Данное звено призвано в перспективе стать «ключевым аттрактором», то есть основанием будущих синергических взаимодействий в рамках соответствующего потенциала.

Шестой элемент механизма связан с разработкой соответствующих показателей и расчетом эффективности (социальной, экономической, финансовой, трансакционной и др.) готовящихся и проводимых объединительных мероприятий. Реализация намеченных мер потребует затрат времени, творчески-трудовой энергии определенного состава сотрудников, расходов на внешнюю экспертизу и т.д.

Седьмое – это прогнозирование, выявление и постоянный анализ рисков, связанных с возможным обострением социально-экономических и иных противоречий, заключающих в себе гипотетическую угрозу деструкции интеллектуального потенциала объединенного вуза и снижение эффективности проводимых мероприятий.

Восьмой элемент механизма связан с собственно объединением потенциалов, представляющим собой конкретные решения и действия по реорганизации ранее существовавших структур, кадровым изменениям (ротациям, переназначениям, переподготовке сотрудников и т.д.), созданию новых структурных подразделений и организации их деятельности.

Девятое – это мониторинг текущих, промежуточных и конечных результатов, проводимых объединительных мероприятий, при одновременной действенной обратной связи, предполагающей корректировку решений, а также перенастройку «на ходу» уже осуществляемых мероприятий. Главное здесь заключается в профилактике, обнаружении и разрешении возникающих конфликтов интересов, как на уровне индивидов, так и целых творчески-трудовых коллективов.

Синергия второго уровня, с некоторых пор обсуждаемая в релевантной литературе [см., например, 9, 12 и др.], возникает на основе множества «интеллектуальных резонансов» различных потенциалов в рамках уже объединенного высшего учебного заведения. Здесь посредством релевантных управленческих решений создается объединение всех потоков созидательной энергии вуза, что призвано обеспечить формирование самостоятельно воспроизводимого и неиссякаемого источника индивидуального и коллективного инновационного мышления. Синергия второго уровня имеет целью формирование и развитие такого университетского интеллектуального капитала (прежде всего, управленческого, научно-исследовательского и учебно-научного), который был бы в состоянии обеспечивать расширенное воспроизводство не только новейших знаний и базовых компетенций, но и создавать (воссоздавать) ключевые компетенции университета, то есть компетенции, обеспечивающие вузу устойчивость и долгосрочность конкурентных преимуществ на мировом рынке образовательных услуг.

Очевидно, что условием успешного формирования синергии второго уровня является высокая результативность функционирования механизма, обеспечившего синергию первого уровня, где проводились мероприятия по объединению «автономных» потенциалов нескольких вузов; фактором успеха, безусловно, является качество соответствующего управленческого механизма, обеспечивающего синергию второго уровня и имеющего следующие ключевые элементы-звенья.

Первое – это четкая фиксация целевой стратегической функции гармонизации различных потенциалов первого уровня синергии и формирование объединенного вуза как обладающей новым брендом и репутационным капиталом учебно-научной, исследовательской и предпринимательской структуры, способной создавать и воспроизводить уникальные ключевые компетенции, удовлетворяющие текущий, а также потенциальный индивидуальный и рыночный спрос. Достижение этой цели предполагает разработку, и принятие комплекса мер, обеспечивающих объединение потенциалов первого уровня синергии в единый «мультипотенциальный интеграл» с предполагаемым или ожидаемым качественно новым уровнем эмерджентности и синергии.

Второе – это поиск, подготовка и актуализация соответствующего субъекта управления, в лице команды креативных единомышленников, обладающих пониманием необходимости качественного обновления системы управленческих субъект-субъектных отношений, призванных обеспечить успешное достижение цели. Субъект управления должен в «снятом виде» олицетворять собой названный ранее «мультипотенциальный интеграл», то есть быть носителем лидерских, пассионарных, междисциплинарных управленческих свойств и характеристик. Субъект управления должен быть «живой формой», воплощением свойств той модели, которую он стремится сформировать. В противном случае, едва ли резонно рассчитывать на высокое качество интеграционных мероприятий, требующих неординарных, смелых и уникальных решений «здесь и сейчас».

Третье – это организация (на постоянной основе) различных традиционных и сетевых форм дискурса, направленного на обновление действующих и поиск новейших форм, методов и способов интеграции научной и образовательной деятельности, образовательной и рыночно-маркетинговой практики, научных исследований и вузовского предпринимательства, объектов интеллектуальной собственности и рынка образовательных услуг и т.д. Итогом должно стать ясное понимание технологий и методов, обеспечивающих взаимное обогащение вузовской науки, образования, предпринимательства, рыночной динамики и доходности невещественных активов [см. 11 – Гл. 3-7]. Формы и виды дискурса здесь могут быть «декомпозированы» в конкретные семинары, собеседования, сетевые диспуты, видеоконференции и т.д.

Четвертое – это инвестиции в совершенствование социально-экономического генотипа объединенного университета [6]. Названные инвестиции предполагают проведение целевых научно-исследовательских работ (НИР), связанных с разработкой и введением социально-экономических методических инноваций в следующих сферах вузовского интегрированного интеллектуального потенциала и одноименного капитала:

во-первых, необходимо формировать инновационный вузовский менталитет, призванный обеспечить восприятие грядущих инноваций как ключевую экзистенцию, требующую релевантных «стереотипов» инновационного мышления и восприятия действительности; это требует новых идеологических формулировок и трактовок интересов и целей вуза;

во-вторых, необходимо качественно обновлять систему университетской действующей ценностно-смысловой модели, положив в основу императивы экономической духовности и «культа» созидательных знаний и инновационного мышления, нацеленного на расширенное воспроизводство учебно-научных, научно-исследовательских и иных инноваций;

в-третьих, требуется качественно обновить систему социально-коммуникативных связей и отношений с приоритетом совершенствования форм внутренней социальной ответственности, а также сетевых форм взаимодействий при одновременном развитии системы доверия, как внутри, так и за пределами учебного заведения; это потребует разработки концепции расширенного воспроизводства университетского социального капитала;

в-четвертых, важнейшей задачей в сфере интеграции названных ранее форм университетского потенциала является качественное обновление институциональной среды, регулирующей и координирующей все виды внутренних и, частично, внешних трансакций; для этого необходимы инвестиции в создание и развитие системы институционального проектирования и в целом в формирование механизма институционального предпринимательства.

Пятое – это разработка и проведение мероприятий по качественному обновлению когнитивной системы, или системы управления знаниями в рамках объединенного вуза. Очевидно, что нарастает потребность в создании здесь специальной управленческой парадигмы, начиная от введения соответствующих должностей (возможно, проректора по управлению знаниями, инженера знаний и др.) и заканчивая формированием всеобъемлющей университетской базой знаний в форме ситуационного аналитического центра (САЦ). Важно подчеркнуть, что в современных условиях скорость воспроизводства когнитивных (знаниевых) инноваций должна многократно возрасти, что делает необходимым существенно более упрощенный доступ постоянного и переменного состава университета к релевантным базам знаний.

Шестое – это инвестиции в развитие существующих и наметившихся «точек» методического роста, центров креативных психолого-педагогических технологий, «центров прибыли», формируемых новейших научных школ, центров разработки ключевых компетенций и т.д. В связи с этим, следует на постоянной основе разрабатывать и совершенствовать новые сетевые, дистанционные, виртуальные, менторские и иные формы учебно-научной деятельности, что в совокупности создаст высокоразвитый технологический (исследовательский и образовательный) капитал современного университетского образования. В практическом смысле речь может идти о перестройке существующих учебно-научных подразделений и структур и их превращении, например, в «центры креативных технологий», «творческие мастерские», «школы инновационного мышления», «центры индивидуальных учебно-научных траекторий» и т.д.

Седьмое – это ускоренная реализация рыночно-маркетингового потенциала университета и формирование новых стратегических рыночных «ниш», связанных с такими образовательными концептами и соответствующими учебными планами и программами, как «образование через всю жизнь», «опережающее образование для интеллектуалов», «школы креативного мышления для всех», «новейшие компетенции в ведущих университетах мира», «школа интеллектуального предпринимательства», «курсы и семинары по методам исчисления невещественных активов» и многое другое.

Особую роль призваны сыграть новые возможности для наиболее одаренной части потребителей услуг объединенного вуза, для чего было бы резонно создавать специальные учебные планы и программы для индивидуального потребления и реализации индивидуальных исследовательских и образовательных траекторий. Кроме того, традиционно большие возможности заключает в себе многоуровневое и многопрофильное использование иностранных языков, причем преподаватели, читающие курсы на иностранных языках, должны достойно поощряться.

Восьмое – это развитие прежнего либо, в случае создания принципиально нового объединенного учебного заведения, формирование нового бренда образовательных услуг и «производство» репутации вуза как ключевых невещественных активов и объектов интеллектуальной собственности. Для решения этой задачи требуется, во-первых, специальная программа целенаправленной интеллектуальной деятельности и соответствующих новых инвестиций. При этом главное заключается в формировании и развитии высокоэффективной, единой университетской команды единомышленников, представляющих, прежде всего, управленческую и креативно-профессиональную элиту вуза, беззаветно преданную его ключевым интересам. Инновационные аспекты управления процессом актуализации объединенных потенциалов и создание условий для «синергии второго уровня», призванной обеспечить разработку и реализацию ключевых (уникальных) компетенций университета, показаны на рисунке 1.

Характеристика общих основ механизма актуализации инновационного потенциала объединенного вуза, выявленных в рамках релевантных исследовательских методологических потоков (системная парадигма и сиситемно-интеграционная модель организации), с одной стороны, является базисом для дальнейшего поиска и детализации методов актуализации рассматриваемого потенциала; с другой стороны, уже на данном этапе исследования может служить основанием для соответствующих научно-практических рекомендаций. Эти научно-практические рекомендации непосредственно связаны с организацией и осуществлением управленческой деятельности, направленной на актуализацию инновационного потенциала уже объединенного вуза и заключаются в следующих интегральных положениях.

Во-первых, необходимы специальные (инвестиционные, организационные, коммуникационные, смысловые и иные) усилия высшего руководства (объединенных учебных заведений и релевантных государственных структур управления), направленные на существенный «прорыв» в стиле и методах управления объединенным вузом; этот стиль и соответствующие методы известны как «лидерство», в основе которого лежит умение «работать с будущим», пассионарность и интеллектуальное предпринимательство.

Во-вторых, объективируется потребность в организации и проведении на базе одного из наиболее успешных объединенных вузов научно-практического семинара по вопросам формирования и корректировки стратегии, долгосрочных планов и прикладных задач в области управления объединенным потенциалом учебного заведения и формирования ключевых компетенций; цель семинара заключается в координации совместных усилий вузов в повышении качества и эффективности всего отечественного высшего образования.



Рис. 1. Инновационные аспекты управления процессом актуализации объединенных потенциалов и формирование ключевых компетенций университета


В-третьих, исходя из императива использования методологии системной парадигмы и концепции социодинамического мультипликатора, задачей особой срочности является выявление специфики и последующее развитие социально-экономического генотипа объединенного вуза; инновационное обновление этого генотипа включает в себя: формирование инновационного типа вузовского менталитета (ментальных стереотипов); инновационных ценностных смыслов; новых форм обеспечения внутривузовского и межвузовского доверия, а также становление в рамках вузов институционального предпринимательства.

В-четвертых, поскольку объединение вузов и соответствующие управленческие решения и взаимодействия осуществляются в условиях растущей интенсификации информационного и когнитивного пространства, критически важной практической задачей является формирование специальных подразделений и служб, а также введение должностей, обеспечивающих управление знаниями в рамках университета (от директора по управлению знаниями до инженеров и технологов знания и др.); одним из соответствующих подразделений должен стать ситуационно-аналитический центр, призванный обеспечивать высокую скорость распространения и обмена знаниями, а также кратно повышать скорость и качество управленческих решений на всех уровнях.

В-пятых, необходимы специальные исследования, призванные разработать конкретные формы, методы, способы и инструменты интеграции учебно-научной, научно-исследовательской, предпринимательской и рыночно-маркетинговой деятельности в рамках «синергии второго уровня»; принципиальное решение проблемы видится в создании на базе одного из федеральных университетов межвузовского семинара (на постоянной основе) по проблемам отмеченной выше интеграции, а также основание межвузовского журнала «Проблемы интеграции науки, образования и предпринимательской деятельности».

В-шестых, учитывая возрастание роли и значения социокультурных факторов в сфере образования, а также актуализацию междисциплинарного ракурса учебно-научной деятельности, необходимо обеспечить боле высокий уровень гуманитаризации профессиональных знаний и компетенций; это означает обеспечение более высокого уровня межпредметных и междисциплинарных связей в преподаваемых курсах и модулях (например, кроме курса «Психология», ввести курс «Психология предпринимателя»; помимо курса «Философия», ввести курс «Философия хозяйства», или «Философия денег» и др.); этим вопросам резонно посвятить заседания ученых советов объединенных вузов.

Отмеченные научно-практические рекомендации полностью релевантны ключевым положениям нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», особенно в части инициации образовательных инноваций и качественного обновления форм и методов учебно-научной и научно-исследовательской деятельности [17].

Список использованной литературы и источников

1. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 5(38).
2. Бабанский М.Д., Майер Г.В. Инновации и миссия университета // Университетское управление: практика и анализ. – 2006. – № 6.
3. Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра, пути преодоления кризиса. – М.: Экономика, 2003.
4. Братановский С.Н. Система управления образованием в России и организационно-правовые аспекты ее совершенствования: Монография / С.Н. Братановский, Д.Н. Ермаченко. – М.: РИОР, 2013.
5. Гапоненко А.Л. Теория управления. – М.: Издательство «Юрайт», 2013.
6. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2010.
7. Коробко В.И. Теория управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
8. Макаров В.Л. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер; Отд. обществ. наук РАН, Центр. экон.-мат. ин-т. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.
9. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / Под ред. А.А. Климова. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2013.
10. Осипова С.И., Соловьева Т.В. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования: Монография. – М.: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.
11. Оценка, контроль и управление интеллектуальным потенциалом исследовательского университета: Монография / Под ред. М.А. Эскиндарова, Р.П. Булыги. – М., 2011.
12. Рубин Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.
13. Управление высшим учебным заведением / Под ред. С.Д. Резника. – 3-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2013.
14. Синергетический подход к управлению: Монография / Г.А. Поташева. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
15. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: Монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
16. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы: Монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013.

© И.С. Салихова, 2013