Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
"Российский научно–технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия"


Кравчук И.А. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА [Электронный ресурс] // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Научный интернет-журнал. 2013. – № 4(14). Режим доступа http://iea.gostinfo.ru/files/2013_04/2013_04_06.pdf

УДК 338.012


ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Кравчук И.А.,
соискатель кафедры управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ


Инвестиционная деятельность присуща любому предприятию и представляет собой сложный процесс, подверженный влиянию множества факторов. Комплексное, направленное на достижение целей предприятия, управление этим процессом осуществляется посредством формирования и реализации инвестиционной политики. Статья посвящена разработке рекомендаций и предложений по формированию и реализации инвестиционной политики предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, инвестиционная политика.

UDC 338.012


FORMULATION AND IMPLEMENTATION OF INVESTMENT POLICY IN THE DEFENSE INDUSTRIAL COMPLEX

Kravchuk I.А.,
seeker of economic management of production and maintenance of weapons and equipment of the Military University


Investment activity is inherent in any enterprise, and is a complex process, subject to the influence of many factors. Complex aimed at the achievement of the enterprise, the management of this process is carried out through the formation and implementation of the investment policy. The article is devoted to the development of recommendations and proposals for the formation and implementation of the investment policy of the defense-industrial complex.

Keywords: defense-industrial complex, investment policy

Одним из факторов экономического и инновационного развития государства является высокая инвестиционная активность предприятий, способствующая обеспечению экономического роста и, как следствие, повышению благосостояния общества. Критической составляющей, основным ресурсом и важнейшим индикатором национальной инновационной способности России, определяющим ее позиции на мировом технологическом пространстве, является сегодня состояние ее оборонно-промышленного комплекса.

Активная государственная политика советского периода позволяла сосредоточить в оборонно-промышленном комплексе основной потенциал в области науки, технологий, производства, что, в свою очередь, позволяло ОПК, объединенному в единую систему, адекватно реагировать на возникающие вызовы и угрозы. По оценке экспертов, в ОПК было сосредоточено более 70% научно-технического и производственного потенциала страны. Научно-технические достижения ОПК стали главным источником технологических нововведений и в гражданском секторе экономики [1].

Деструктивный характер макроэкономических процессов 1990-х годов привел к снижению научно-технологического потенциала ОПК, вымыванию наиболее квалифицированных кадров, и поставил под сомнение его способность обеспечивать силовые компоненты военной организации страны современным вооружением и военной техникой. А это, в свою очередь, спровоцировало активизацию угроз и появление новых вызовов, которым ОПК не в состоянии противостоять. Как следствие, это привело и к ослаблению его способности генерировать новые знания и технологии для нужд рыночной экономики.

Несмотря на значительные усилия, предпринятые в последние годы по государственной поддержке инновационной деятельности и формированию национальной инновационной системы (включая инновационную инфраструктуру), эффективность их использования остается на недостаточном уровне. Созданная весьма развитая инновационная инфраструктура не задействована в полной мере компаниями реального сектора экономики. Так, по уровню инновационной активности российская экономика заметно уступает не только ведущим индустриальным странам (в Германии этот показатель составляет 70%, Канаде – 65%, Бельгии – 60%), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 20-40 % (в России уровень инновационной активности снизился до 10%) [2].

Низка не только доля инновационно-активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в промышленности России 1,9 % (аналогичный показатель в Швеции составляет 5,4 %, в Финляндии – 3,9 %, в Германии – 3,4 %). Доля произведенных российскими компаниями товаров и услуг в общемировых объемах экспорта высокотехнологичной продукции гражданского назначения в 2008 году составила 25 % (в 2003 году – 0,45 %), что несравнимо меньше доли таких стран как Китай (16,3 %), США (13,5 %), Германия (7,6 %) и других [3].

При этом кроме «количественного» отставания российских компаний по уровню инновационной активности, есть еще и значительные структурные проблемы в организации управления инновациями на уровне предприятий. По показателю «способность компаний к заимствованию и адаптации технологий», рассчитанному Всемирным экономическим форумом, Россия в 2009 году находилась на 41 месте из 133, на уровне таких стран как Кипр, Коста-Рика, ОАЭ.

Данное положение дел не обходит вниманием Президент РФ В. Путин в своей программной статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России». Он пишет: «Фактически отечественные оборонные центры и предприятия за последние 30 лет пропустили несколько циклов модернизации. За предстоящее десятилетие мы в полной мере должны наверстать это отставание. Вернуть себе технологическое лидерство по всему спектру основных военных технологий» [4].

Основополагающими условиями структурных преобразований, необходимых для модернизации оборонно-промышленного комплекса являются совершенствование процесса формирования и реализации инвестиционной политики предпри¬ятий и наращивание объемов инвестиций. Важными проблемами выступают конкретизация содержания основных этапов инвестиционной политики и разработка практических рекомендаций по внедрению информационных технологий в целях совершенствования системы управления инвестиционной политики предприятий ОПК.

При формировании инвестиционной политики предприятий ОПК должен учитываться ряд условий, важнейшими из которых являются частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, относительно низкий уровень доходности капиталовложений в отраслях ОПК, нестабильность государственной инвестиционной политики, относительно низкая инвестиционная активность предприятий, обусловленная экономическим кризисом. В этих условиях формирование и реализация инвестиционной политики, адаптированной к изменениям факторов внешней инвестиционной среды, представляется приоритетной задачей для российских предприятий ОПК.

Инвестиционная политика – это составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения, с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

Инвестиционная политика является составной частью общей экономической стратегии предприятия, которая определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расширения его производственного и научно-технического потенциала. Данная политика направлена на обеспечение развития предприятия в сложной рыночной среде.

Инвестиционная политика на предприятии ОПК должна формироваться и реализовываться с целью решения следующих задач:

– достижение экономического, научно-технического и социального эффекта от рассматриваемых мероприятий – для каждого объекта инвестирования используют специфические методы оценки эффективности, а затем отбирают те проекты, которые при прочих равных условиях обеспечивают предприятию максимальную рентабельность инвестиций;

– наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей в оборонной продукции;

– получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах;

– обеспечение ликвидности инвестиций.

Инвестиционная политика предприятий ОПК предполагает формирование системы целевых ориентиров инвестиционной деятельности, выбор наиболее эффективных способов их достижения. В организационном аспекте инвестиционная политика выступает как комплекс мероприятий по организации и управлению инвестиционной деятельностью, направленных на обеспечение оптимальных объемов и структуры инвестиционных активов, рост их прибыльности при допустимом уровне риска.

Формирование инвестиционной политики предполагает определение долгосрочных целей предприятия, выбор наиболее перспективных и выгодных вложений капитала, разработку приоритетов в развитии предприятия, оценку альтернативных инвестиционных проектов, разработку технологических, маркетинговых, финансовых прогнозов, оценку последствий реализации инвестиционных проектов. Инвестиционная политика нацелена на обеспечение оптимального использования инвестиционных ресурсов, рациональное сочетание различных источников финансирования, на достижение положительных интегральных показателей эффективности проекта, и в целом – на экономически целесообразные направления развития производства.

При формировании инвестиционной политики важно учитывать финансово-экономическое положение предприятия; технологический уровень производства предприятия; соотношение собственных и заемных средств; условия финансирования на рынке капиталов; условия страхования и гарантий инвестиций; лизинговые условия.

Процесс формирования инвестиционной политики на предприятии ОПК, прежде всего, предполагает этап разработки наиболее эффективных способов реализации стратегических целей инвестиционной деятельности, когда на основании оценки потребительского спроса на выпускаемую продукцию, производственных возможностей и неиспользуемых резервов определяются экономически выгодные направления развития предприятия. Определение оптимальных способов реализации стратегических целей инвестиционной деятельности предполагает выработку направлений инвестиционной политики и установление источников финансирования инвестиций. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие направления инвестиционной политики: инвестирование с целью получения дохода в виде процентов, дивидендов, выплат из прибыли; инвестирование с целью получения дохода в виде приращения капитала в результате роста рыночной стоимости инвестиционных активов; инвестирование с целью получения дохода, составляющими которого выступают как текущие доходы, так и приращение капитала. Ориентация на одно из указанных направлений является ключевым звеном формирования инвестиционной политики, определяющим состав объектов инвестирования, источник получения дохода, уровень приемлемого риска и подходы к анализу инвестиций.

Самостоятельным и необходимым этапом формирования инвестиционной политики является ее конкретизация, в том числе по периодам реализации. На этом этапе осуществляется разработка инвестиционных проектов для реализации выбранных направлений развития предприятия. Происходит окончательный выбор экономически выгодного инвестиционного проекта.

Последним этапом формирования инвестиционной политики предприятия ОПК является ее оценка. На данном этапе, важно учитывать не только финансовые результаты, но и другие эффекты ее реализации: количество новых рабочих мест, улучшение экологической обстановки, улучшение социально-культурных и бытовых условий жизни работников и др.

Формирование инвестиционной политики предприятия ОПК определяется рядом условий, важнейшим из которых является интенсивность изменений факторов внешней инвестиционной среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с инвестиционной активностью организаций, темпы научно-технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, относительно низкий уровень доходности капиталовложений в отраслях ОПК по сравнению с другими отраслями экономики, непостоянство государственной инвестиционной политики не позволяют эффективно управлять инвестициями предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента.

Существенным условием, определяющим актуальность разработки инвестиционной политики, является кардинальное изменение целей операционной политики предприятия, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т.п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности предприятие и диверсификация форм его инвестиционной политики должны носить прогнозируемый характер.

Разработка инвестиционной политики предприятия должна быть основана на современной концепции «стратегического менеджмента», которая отражает четкое стратегическое позиционирование предприятия, представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизм взаимодействия субъекта и объекта управления, характер взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Инвестиционная политика обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отдельных его структурных единиц. Она позволяет реально оценить инвестиционные возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего инвестиционного потенциала и возможность активного маневрирования инвестиционными ресурсами. Инвестиционная политика обеспечивает возможность быстрой реализации новых возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней инвестиционной среды.

Экономическая постановка задачи разработки инвестиционной политики предприятия ОПК представляет собой выбор наиболее эффективного распределения ресурсов, обеспечивающего достижение стратегических целей предприятия. Применительно к такой постановке задачи должны рассматриваться основные особенности инвестиционной политики – учет основных параметров внешней среды и учет потенциальных внутренних сильных и слабых сторон предприятия ОПК.

В условиях, когда финансовые ресурсы ограничены, реализация всех потенциально интересных инвестиционных замыслов оказывается невозможной. Приходится решать проблему выбора – останавливаясь на инвестиционных проектах, удовлетворяющих критерию реализуемости (достаточность финансовых и материальных ресурсов) и критерию максимизации прибыли. Следовательно, речь идет об оптимизации внутреннего инвестиционного портфеля предприятия.

При обосновании инвестиционной политики предприятия учитываются амортизационные отчисления. Инвестиционная политика предприятия тесно связана с амортизационной политикой, так как она направлена на формирования собственных инвестиционных ресурсов и заключается в управлении амортизационными отчислениями от используемых основных средств и нематериальных активов. В этой связи при формировании и реализации инвестиционной политики следует учитывать амортизационную политику предприятия.

Развитие оборонно-промышленного комплекса должно строиться на разработке адекватной инвестиционной политики, которая учитывала бы ключевые особенности и способствовала развитию столь важного для страны комплекса. Формирование единой согласованной модели инвестиционной политики оборонно-промышленного комплекса возможно только при условии участия государственных структур, предприятий ОПК и их объединений, коммерческих банков, инвестиционных фондов и других участников.

Сегодня для предприятий ОПК приоритетными задачами в области инвестиционной политики являются: стимулирование привлечения инвестиций в технико-технологическое перевооружение; работа с потенциальными инвесторами, уточнение взаимных интересов; создание внутренней инвестиционной инфраструктуры для реализации целей инвестиционной политики.

Решение проблем формирования и реализации инвестиционной политики в оборонно-промышленном комплексе на макроуровне предполагает разработку инвестиционных программ по основным направлениям: обновление и модернизация основных средств; развитие инноваций; совершенствование системы управления предприятиями.

Значимость всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной политики предприятий ОПК определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурных преобразований и модернизации национальной экономики.

Государственное регулирование инвестиционной политики предприятий ОПК должно быть направлено, в первую очередь, на создание условий для перехода отрасли к прогрессивным технологическим укладам, что, естественно, выполнимо только при условии приоритетного обновления и модернизации производственного фонда и создания условий для инвестиционной привлекательности комплекса. Государственную поддержку технологической модернизации оборонно-промышленного комплекса предлагается направлять на стимулирование спроса на оборонную продукцию, что преследует двоякую цель: во-первых, создание эффективного спроса на оборонную продукцию, мощных стимулов строительства новых предприятий, использующих новые технологии и, следовательно, обеспечивающих прогрессивные структурные преобразования в самом комплексе; во-вторых, стимулирование внутреннего спроса на продукцию оборонно-промышленного комплекса для обеспечения технического переоснащения основных фондов других отраслей и комплексов промышленности.

Таким образом, инвестиционная политика государства в рамках оборонно-промышленного комплекса, в первую очередь, направлена на технологическое перевооружение, обновление и модернизацию основных производственных фондов, развитие инноваций и совершенствование системы управления предприятиями (таблица 1).

Таблица 1

Основные направления инвестиционной политики государства в рамках оборонно-промышленного комплекса

Обновление и модернизация основных производственных фондов (ОПФ)
Развитие инноваций
Совершенствование системы управления предприятиями

– создание условий для обновления ОПФ: установление целевых налоговых льгот для предприятий ОПК, осуществляющих обновление ОПФ (по налогу на прибыль, НДС, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды); разрешение применять коэффициенты для ускоренной амортизации; предоставление кредитов и прямых государственных дотаций на обновление ОПФ;
– поощрение и предоставление дополнительных льгот для предприятий, оказывающих помощь в перевооружении (поставщикам оборудования, лизингодателям, банкам и др);
– снижение таможенных платежей на ввозимое импортное оборудование и технологии

– помощь в активизации сотрудничества науки и производства (научных организаций, высших учебных заведений, производственных предприятий): создание государственных программ поддержки подобного сотрудничества; помощь в решении организационных проблем; стимулирование и создание условий для функционирования экспериментальных производств;
– организационная и юридическая помощь в создании научно-производственных инновационных комплексов: бизнес-инкубаторов, технопарков, наукоградов, инновационно-технологических центров и др. образований;
– помощь в продвижении созданной наукоемкой высокотехнологичной продукции на внутренний и на внешние рынки;
– создание сети венчурных фондов с полным или частичным участием государства; оказание поддержки частным венчурным фондам

– улучшение качества образовательных услуг с целью подготовки профессиональных высококвалифицированных кадров: учет требований к образовательным стандартам со стороны представителей высшего руководства предприятий ОПК; развитие сети образовательных учреждений дополнительного образования с целью повышения квалификации и переподготовки кадрового состава предприятий ОПК;
– стимулирование стажировок и обмена опытом между руководством предприятий ОПК как внутри страны, так и при сотрудничестве с зарубежными странами;
– применение системы поощрений к руководству предприятий ОПК, демонстрирующих успехи в рациональной организации производств, в создании успешных управленческих систем на предприятии, предоставление грантов на дальнейшее развитие


Господдержка оборонно-промышленного комплекса на макроуровне позволит переориентировать предприятия на интенсивный, опережающий путь развития, что предполагает необходимость решения комплекса накопившихся взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем в законодательной, нормативно-правовой, финансово-экономической, образовательной, кадровой и иных сферах

В этой связи, целесообразной мерой является формирование системной инвестиционной политики, что обусловлено государственным значением проблемы развития российского ОПК; необходимостью принятия оперативных мер по совершенствованию федерального законодательства в области промышленной, тарифной, налоговой, социальной и образовательной политики, государственной поддержки отечественного производителя с учетом фактора времени. Необходим продуманный комплекс мер по совершенствованию экономической политики государства, направленной на смещение центра тяжести в структуре экономики страны.

Можно заключить, что формирование в будущем полноценной инвестиционной политики будет способствовать совершенствованию государственного регулирования экономики и обеспечению должной увязки регионального аспекта с отраслевым. Однако, формирование инвестиционной политики, как на макро, так и на микроуровне не возможно без учета рисков. В любом эффективно действующем предприятии ОПК вопросы управления инвестиционным процессом и локализации рисков инвестиционных проектов занимают одно из самых главных мест.

Причины, обусловливающие необходимость управления рисками инвестиционных проектов предприятия ОПК могут быть различны, в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы; наращивание объемов производственной деятельности; освоение новых видов деятельности. Различна и степень ответственности за принятие инвестиционных решений в рамках этих направлений. Если речь идет о замене имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято, поскольку руководство предприятия ОПК ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, необходимо учесть целый ряд новых факторов: возможность изменения положения группы на рынке товаров, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков и др.

Эффективным средством снижения отрицательного воздействия рисков является использование механизма бюджетного планирования. Бюджетирование как специфическая форма управления инвестиционной политикой предприятия предназначена для организации системы анализа и планирования финансовых ресурсов, основанной на разработке и контроле исполнения бюджетов предприятия, которая позволит установить детальный текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием ресурсов, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Эффективное внедрение бюджетирования на предприятии возможно с помощью разработки следующих механизмов:

– регламентации процессов реализации и актуализации инвестиционной программы;

– взаимодействия участников инвестиционного процесса по реализации инвестиционной программы;

– использования первичных документов для управленческого учета (список заказчиков, ордер-заказ, заказ-наряд, инвестиционный бюджет, отчет об исполнении инвестиционного бюджета, заявка на прием платежей);

– применения принципов сквозного планирования при формировании и реализации инвестиционных проектов, позволяющих повысить эффективность инвестиционной деятельности и обеспечить системную взаимосвязь инвестиционной политики со стратегической политикой развития предприятия;

– внедрения системы управления инвестиционной политикой на основе программного обеспечения на всех основных этапах (формирование инвестиционной политики, контроль реализации, постинвестиционный мониторинг).

Таким образом, среди регламентов и технологий, способствующих повышению эффективности управления инвестиционной политикой на предприятии можно выделить:

– нормативно-регламентную базу по управлению инвестиционной политикой и отдельными инвестиционными проектами предприятия на всех этапах его жизненного цикла;

– технологическую модель системы управления инвестиционной политикой;

– сбалансированную систему показателей эффективности реализации инвестиционной политики;

– автоматизированную систему управления предприятием, охватывающую всех ее основных участников (управляющие проектами, заказчики по проектам, балансодержатели) и обеспечивающую информационную поддержку управления на всех этапах жизненного цикла инвестиционного процесса.

Список использованной литературы и источников

1. О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. – М.: Аналитическое управление аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ. – 2010. – 125 с.
2. Российский инновационный индекс / Под ред. Л. М. Гохберга. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2011 г. – С. 10.
3. Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 16 сентября 2011 года № 43К (810) «О результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности расходования средств федерального бюджета, направленных на формирование инфраструктуры инновационной системы России».
4. Путин В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России / Путин В. // Российская газета. – 2012. – 20 февраля.
5. Хачатурян А.А. Необходимость, способы и институты государственного стимулирования инновационной активности организаций // Электронный научный журнал Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление, 2012, № 1.
6. Хачатурян А.А. Концептуальные вопросы системы менеджмента качества по учёту затрат на производство продукции // Электронный научный журнал Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление, 2013, № 2 (4).

© Кравчук И.А.