Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
"Российский научно–технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия"


Докукин А.В. ИНТЕГРАЦИЯ ДОСТУПА К РЕСУРСАМ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ [Электронный ресурс] // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Научный интернет-журнал. 2012. – № 3(7). Режим доступа http://iea.gostinfo.ru/files/2012_03/2012_03_04.pdf

УДК 004.03+006.3


ИНТЕГРАЦИЯ ДОСТУПА К РЕСУРСАМ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ

Докукин А.В.
доктор экономических наук, ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»


В статье уточнены основные функции Интернет-портала как «единой точки доступа» к ресурсам Единой информационной системы по техническому регулированию. Рассмотрена международная практика функционирования государственных информационных порталов и требования российского законодательства. Разработаны рекомендации по структуре и организации функционирования Интернет-портала технического регулирования.

Ключевые слова: Интернет-портал, организация доступа, структура, функции, Единая информационная система по техническому регулированию, стандартизация.

UDC 004.03+006.3


INTEGRATION OF ACCESS TO THE RESOURCES OF SINGLE INFORMATION SYSTEM FOR TECHNICAL REGULATION

Dokukin A.V.,
doctorate degree in economic sciences, FSUE «STANDARTINFORM»


The article specifies the basic functions of the Internet portal as a «single point of access» to the resources of single information system for technical regulation. We consider international practice functioning government information portal and the Russian legislation. The recommendations on the structure and organization of the Internet portal of technical regulation.

Keywords: online portal, providing access, structure, function, a common information system for technical regulation, standardization.

Интернет-портал – это самостоятельный элемент Единой информационной системы по техническому регулированию, предназначенный для предоставления многочисленным заинтересованным пользователям в сети Интернет «единой точки доступа»:

• к информационным ресурсам по техническому регулированию;

• к сведениям об основных задачах, структуре, персональном составе руководства, результатах основной деятельности государственных органов и других организаций в области технического регулирования;

• к документам нормативного обеспечения процессов технического регулирования;

• к каталогам (перечням, реестрам) информационных ресурсов национальных, международных и зарубежных организаций, участвующих в процессах и осуществляющих ведение баз и банков данных в области технического регулирования;

• к нормативным документам, регламентирующим порядок и правила предоставления информационных ресурсов по техническому регулированию;

• к интерактивным сервисам портала.

Создание Интернет-портала по техническому регулированию – важнейшая часть программы построения Единой информационной системы по техническому регулированию (ЕИС ТР). Ее значимость и масштаб обусловлены физическим увеличением объемов и многообразия информационных ресурсов в области технического регулирования, в том числе стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия, сертификации, аккредитации, контроля за соблюдением требований технических регламентов, что, соответственно, приводит к увеличению запросов среди потребителей данных ресурсов.

Интернет-портал по техническому регулированию призван обеспечить доступ к интегрированным информационным ресурсам представителей органов законодательной, исполнительной и судебной власти, субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений, международных и зарубежных организаций, а также российских и иностранных граждан и служить средством реализации функций электронного правительства в части функций, закрепленных за Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) как федерального органа исполнительной власти.

При этом технологическая, программная и коммуникационная инфраструктура Интернет-портала должна учитывать распределенный характер информационных ресурсов государственных органов и других организаций, выполняющих функции по техническому регулированию, и обеспечить интеграцию действующих и разрабатываемых информационных систем.

Создание Интернет-портала ЕИС ТР (далее ИП ЕИС) должно опираться на анализ отечественного и зарубежного опыта создания правительственных порталов с учетом специфики задач и информационного наполнения ЕИС ТР.

В России требования к Интернет-порталам органов исполнительной власти определяются постановлением Правительства Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» [1].

Утвержденный данным постановлением Перечень сведений, обязательных для опубликования на сайтах органов власти, состоит из двух частей, одна из которых касается Правительства Российской Федерации, другая – остальных федеральных органов исполнительной власти. В состав сведений о деятельности последних включено 35 пунктов, предусматривающих обнародование различной по тематике информации, которую можно сгруппировать в 10 типологических блоков: 1) структура органа власти и контактная информация, 2) работа с гражданами, 3) правовая основа деятельности, 4) ведомственное нормативное регулирование, 5) официальные события, 6) отраслевая статистика, 7) деятельность, 8) вакансии, 9) тендеры, 10) международные связи.

В очередной редакции данного Постановления [2] появились поправки к пункту 41, непосредственно относящиеся к ИП ЕИС:

«41. Перечни федеральных информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему учреждений, а также перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям».

Таким образом, пункт 41 предусматривает необходимость интеграции ИП ЕИС ТР с головным сайтом Росстандарта.

Однако в целом данное постановление задает лишь общие требования к размещаемой органами исполнительной власти информации и не содержит конкретных требований к наполнению ИП ЕИС, а также к технической стороне организации информации (что объясняется быстрым техническим прогрессом и нецелесообразностью унификации представления разнородной информации, характерной для различных органов государственной власти). Поэтому для детализации требований к структуре и наполнению ИП ЕИС необходимо обратиться к изучению отечественного и зарубежного опыта.

Как подчеркивает С. Шевердяев [3], в разных странах в зависимости от степени развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, уровня проработки доктрины прозрачности деятельности органов власти, требовательности граждан в отстаивании своих прав на доступ к информации требования к Интернет-порталам органов государственной власти различаются довольно существенно. На уровне международных публичных договоренностей государств, как правило, редко затрагивается столь конкретный параметр как содержательные особенности правительственных сайтов. Специальные программы развития электронного государства, осуществляемые ООН, ОЭСР и другими международными организациями, также зачастую считают вопрос о требованиях к правительственным сайтам менее важным, чем фактически складывающаяся практика обеспечения доступа, что очевидно гораздо более адекватно отражает степень развития демократической инфраструктуры прозрачности.

В ходе анализа 1797 правительственных Интернет-порталов из 198 стран (в том числе и России) ученым из Университета Брауна (США) [4] был сделан ряд заключений, которые необходимо сопоставить с особенностями и специфическими требованиями, предъявляемыми ИП ЕИС. Группа американских специалистов выделила для своего мониторинга параметры сайтов, которые нашла наиболее важными (из них исключены узкопрофильные и явно не соответствующие области деятельности ИП ЕИС).

1. Онлайновая информация (количество, общий объем и разнообразие доступной пользователям информации):

а) справочная информация о контактных телефонах органов власти и их подразделений;

б) адреса органов власти и их подразделений; в) ссылки на другие сайты;

г) публикации;

д) базы данных;

е) аудиоклипы;

ж) видеоклипы.

Очевидно, что специфика ИП ЕИС не предполагает большого объема информации по пп. а-в, однако, помимо контактной информации по головной организации ЕИС ТР – Росстандарту – необходимо поддержание достаточно полной и актуальной информации об остальных участниках системы технического регулирования, включая профильные технические комитеты, данные о международных и иностранных организациях по стандартизации и т.д.

Основной контент ИП ЕИС описывается пунктом д) - базы данных; представление информации по техническому регулированию в виде аудио и видеоклипов в настоящее время нецелесообразно.

2. Цифровые услуги. Как цифровой сервис не рассматривается ситуация, при которой с сайта можно распечатать форму документа, отправив ее далее обычной почтой, т.е. в качестве цифровых рассматриваются услуги, реализуемые полностью в сети. Среди услуг подобного рода встречаются:

- поиск работы (данная услуга не является профильной для деятельности ИП ЕИС; в то же время нельзя исключать необходимости появления банка данных о специализированных вакансиях в данной области);

- заполнение форм для получения или продления лицензий, разрешений и т.п. (подобные услуги предполагаются характером деятельности подсистем «аккредитация», «подтверждения соответствия», «госконтроль» ЕИС ТР и соответственно должны быть представлены на ИП ЕИС);

- подписка на публикации, обновления и т.п. (данная возможность является одной из ключевых в концепции информационного обеспечения технического регулирования, предусматривающей переход от распространения отдельных стандартов к комплексной, оперативно актуализируемой системе знания по индивидуально составляемому профилю специализаций);

- наличие флэш-презентации, рассказывающей о правительственном сайте и особенностях навигации по информационному ресурсу (наличие подобных обучающих возможностей более характерно для государственных сайтов, рассчитанных на работу с широкими слоями населения; учитывая, что контингент потенциальных пользователей ИП ЕИС составляют в основном специалисты в соответствующих отраслях, данная форма представления справочного материала о навигации по порталу представляется нецелесообразной).

3. Охрана персональных данных при сетевом обмене информации с правительственными сайтами («Privacy and Security») предполагает такие показатели: а) техническая поддержка правового запрета на коммерческое использование пользовательской информации; б) использование «cookies» или индивидуальных профилей посетителей сайта; в) закрытость персональной информации (без прямого согласия пользователя); г) закрытость персональной информации для иных государственных структур.

Все пункты данного раздела являются обязательными для выполнения в ИП ЕИС, что определяется особой важностью сохранения коммерческой тайны в области научно-технических сфер интереса той или иной организации, патентных прав, особое внимание должно уделяться разграничению уровней доступа к информации во время совместной работы над проектами стандартов.

4. Обеспечение доступа к информации людям с ограниченными возможностями. Поскольку информация ИП ЕИС ориентирована в основном на организации, а не на частных лиц, выполнение данного пункта не является обязательным.

5. Обеспечение доступа к информации иноязычных граждан. Речь в данном случае идет о каких-либо сервисах для иноязычных граждан, связанных с переводом текстовой информации на другие языки. Характер международных отношений в области стандартизации предполагает тесную интеграцию с иностранными органами по стандартизации и, следовательно, желателен многоязычный интерфейс ИП ЕИС.

6. Реклама, платный доступ к услугам. Реклама на правительственных сайтах встречается в 4% случаях. Теоретически является возможным размещение тематической рекламы в области стандартизации, сертификации и управлении качеством, однако практическая целесообразность данного решения на ИП ЕИС требует отдельного обсуждения. Что касается платного доступа к услугам, то такая практика встречается в 2% случаях при обеспечении доступа к базам данных и публикациям. Укажем здесь, что к этому разделу сайтов следует подходить осторожно. С одной стороны, отсутствие оплаты за обязательные сервисы является справедливой практикой, которая должна всячески поддерживаться, в то время как введение оплаты за элементарные обязательные услуги следует рассматривать как ограничение доступа. С другой стороны, если сайты помимо обеспечения обязательной информации позволяют дополнительно на платной основе получить доступ к расширенному перечню материалов, охраняемых авторским правом или защищаемых другими интеллектуальными правами, развитие таких сервисов может рассматриваться положительно.

7. Наличие специальных интерактивных возможностей («Public Outreach»): а) наличие возможности задать вопрос по электронной почте и получить ответ от служащих органов власти; б) наличие поисковых механизмов, опции поиска по сайту; в) наличие возможности оставить комментарий на сайте (обсуждения, форумы, чаты и т.п.); г) наличие почтовой рассылки с новостями сайта; д) наличие персонализации на сайте для индивидуального учета и удовлетворения интересов посетителя; е) наличие специальных возможностей для загрузки страниц с использованием карманного персонального компьютера (PDA), а также сотового телефона (WAP).

Все перечисленные возможности являются обязательными, т.к. предполагаются самой природой функционирования ИП ЕИС, кроме пункта е) – поскольку доступ к основному массиву информации, предлагаемому ИП ЕИС, требует иного формата представления данных, нежели реализуемый через WAP, кроме того, на современном этапе развития телекоммуникаций даже в случае необходимости мобильного доступа к данному порталу практически во всех регионах возможен полноценный интернет-доступ посредством GPRS, Wi-Fi и других технологий.

Для выполнения требуемых функций ИП ЕИС должен иметь структурно-функциональное и проблемно-ориентированное сегментирование.

Центральный сегмент (первая страница) – это системообразующий элемент Интернет-портала, обеспечивающий навигацию в рамках структурно-функционального и проблемно-ориентированного (тематического) рубрикаторов, а также поиск по ресурсам тематических сегментов и ведомственных интернет-сайтов.

Структурно-функциональное сегментирование соответствует структуре, функциям, полномочиям государственных органов и других организаций, установленных законами и иными нормативными документами в области технического регулирования. Следует выделить сегменты: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, подведомственные организации, технические комитеты и экспертные комиссии, международные и национальные организации.

Проблемно-ориентированное сегментирование должно быть представлено рядом тематических сегментов: техническое регулирование (разработка технических регламентов), стандартизация, метрология, подтверждение соответствия, сертификация, аккредитация, контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, информационные и аналитические материалы.

Структурно-функциональные и проблемно-ориентированные сегменты информационно взаимосвязаны между собой с помощью установления соответствующих гиперссылок.

Кроме доступа к статичным информационным ресурсам Интернет-портала, заинтересованным лицам предоставляется набор интерактивных сервисов, позволяющих им зарегистрироваться, отправить запросы и получить ответы на них, принять участие в общественных обсуждениях (форумах, конференциях, обменах мнениями), осуществить поиск информации, а также сформировать заказ на получение информационной продукции и услуг, что позволяет значительно сократить затраты как временные так и финансовые на организацию работы с потребителями, а также сократить время реакции на их обращения.

Участникам информационного наполнения Интернет-портала по техническому регулированию являются федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им организации, территориальные органы по стандартизации и метрологии, технические комитеты, экспертные комиссии, органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованные субъекты хозяйственной деятельности. Таким образом, выделяются требования к повышенному уровню надежности и производительности портала, поддержки им стандартных технологий и форматов экспорта и импорта данных, возможности удаленного доступа к персональным рабочим местам через web интерфейс.

Для координации участников информационного наполнения (последующего обновления) Интернет-портала должны быть распределены функции между ними и разработаны, в первую очередь, следующие нормативно-правовые документы:

- регламент подготовки, публикации информационных материалов и их редактирование непосредственно на портале;

- регламент взаимодействия с поставщиками информации;

- регламент публикации оперативной информации;

- регламент предоставления информационной продукции и услуг с помощью интерактивных сервисов.

Разработка и ввод в действие Интернет-портала по техническому регулированию относится к числу первоочередных задач по созданию Единой системы, является необходимым условием реализации полного объема ее функций по предоставлению доступа всех заинтересованных субъектов к единой, целостной системе знания по вопросам технического регулирования.

Список использованных источников и литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» г. № 98 (ред. от 26.11.2008 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 7. – Ст. 658.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2008 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98» № 884 // СЗ РФ. – 2008. – № 48. – Ст. 5627.
3. Шевердяев С. Особенности построения Интернет-порталов государственных органов // Законодательство и практика масс-медиа, 2007. – Вып. 3.
4. www.insidepolitics.org.

© Докукин А.В.