Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
"Российский научно–технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия"


Гусейнов Р.И. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ [Электронный ресурс] // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Научный интернет-журнал. 2011. – № 2(2). Режим доступа http://iea.gostinfo.ru/files/2011_02/2011_02_12.pdf

УДК 006.3


РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Гусейнов Р.И.
, аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»


В статье уточнена роль информации в области стандартизации в условиях на современном этапе развития малого бизнеса России. Поддержка малого бизнеса включает как финансовые, так и не финансовые инструменты. Использование информации в области стандартизации на ранних этапах развития малого предприятия способствует повышению уровня доверия среди финансовых и государственных организаций и формированию положительной деловой репутации, что в конечном итоге становится залогом успешного взаимодействия между ними.

Ключевые слова:малый бизнес, информация по стандартизации, взаимодействие, доверие, качество продукции.

UDC 006.3


ROLE OF INFORMATION IN THE FIELD OF STANDARDIZATION IN THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC SMALL BUSINESS ENTERPRISES IN THE MODERN STAGE

Guseinov R.I.,
applicant at FGUP «STANDARTINFORM»


The article specifies the role of information in the field of standardization in the development of Russian small business enterprises in the modern stage of development. Business support includes financial and non-financial instruments. Usage of information in the field of standardization in the early stages of development of small enterprises fertilizes the growth of trust among financial and state organizations and creation of positive business reputation, which in the end becomes the token of successful interaction between them.

Keywords: small business, information on standardization, interaction, trust, quality of production.

Реализация государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации преследует следующие цели:

- повышение конкурентоспособности отечественных предприятий малого бизнеса;

- реализация комплекса мероприятий, направленных на увеличение объема реализуемой малыми предприятиями продукции и услуг;

- увеличение количества малых предприятий в общей структуре отечественных предприятий, а также повышение качества их функционирования и производимой ими продукции;

- повышение занятости граждан путем реализации их творческого созидательного потенциала посредством создания условий для открытия собственного малого бизнеса.

В основе обеспечения процесса достижения целей, поставленных высшим руководством страны, целей лежит поддержка малого бизнеса на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации, местном). При этом следует заметить, что среди условий предоставления финансовой поддержки организациями банковского сектора, принимающими участие в обеспечении развития малого бизнеса на территории Российской Федерации, приоритетное значение имеет наличие четко структурированного отлаженного бизнеса, который успешно функционирует в течении минимум полугода.

Райффайзенбанк осуществляет обслуживание и кредитование предприятий малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность на рынках производства, в сфере услуг (за исключением финансовых), оптовой и розничной торговли. Портфель услуг включает в себя следующие направления: кредиты, расчетно-кассовое обслуживание; организация приема банковских карт международных платежных систем в качестве средства оплаты, документарные операции; зарплатный проект. Одним из основных условий предоставления финансовой поддержки является временной показатель функционирования бизнеса, т.е. минимальный срок деятельности с момента основания должен составлять не менее 12 месяцев [1].

Сбербанк России предлагает кредитную программу «Доверие». В рамках реализации данной программы кредит предоставляется физическим или юридическим лицам, обладающим правом собственности, выступающим в роли владельца, распорядителя, пользователя бизнеса, индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям с годовой выручкой до 60 млн. рублей. Срок ведения бизнеса составляет не менее 3 месяцев для торговли; не менее 6 месяцев для других видов деятельности [2].

Инвестбанк предлагает обширную продуктовую линейку, где можно подобрать комбинации по необходимому объему займа, сроку и цели кредитования. Одним из условий оформления кредита является посещение кредитным специалистом предприятия собственника, которое осуществляет свою фактическую деятельность на протяжении не менее 6 месяцев. В ходе посещения предприятия проводятся мероприятия по ознакомлению с его основной деятельностью, сбор и подготовка документов, необходимых для оформления кредита [3].

Промсвязьбанк предлагает различные кредитные и депозитные продукты для малого и среднего бизнеса, среди которых три депозитных продукта и более семи программ кредитования на различных условиях. Среди основных преимуществ использования услуг данного банка выделяются следующие: гибкость кредитных программ; размещение свободных денежных средств в депозитные продукты; увеличение торгового оборота; многоцелевое использование выдаваемых средств. Промсвязьбанк проводит мероприятия по повышению качества обслуживания клиентов путем предоставления широкого спектра услуг, среди которых следует выделить консалтинговые услуги, связанные с юридическими вопросами, вопросами бухгалтерского учета и налогообложения [4].

Абсолют Банк осуществляет реализацию специальных программ кредитования на приобретение оборудования, недвижимости, транспорта и пополнение оборотных средств. Банк предлагает пять программ, различающихся по объему выдаваемых средств от 300 тыс. руб. до 30 млн. руб., процентной ставки и срока кредитования. К своим преимуществам Банк относит следующие: минимальные сроки рассмотрения заявки; принимается к рассмотрению управленческая отчетность; различные объекты залога; действующие зарплатные проекты. Необходимым условием предоставления финансовой поддержки является соответствующая документация, предоставляемая на заемщика, залогодателя, поручителя [5].

ВТБ24 реализует программы по кредитованию малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Основным условием принятия положительного решения о предоставлении кредита является наличие собственного дела, имеющего стабильную прибыль в течении минимум полугода. Среди целевого предназначения финансовой помощи является расширение бизнеса, о чем свидетельствует и рекомендуемые для обеспечения кредита средства: автомобильная техника, производственное оборудование, недвижимость, товар, находящийся в обороте, и т.д.

Исходя из перечисленных выше банковских предложений, можно сделать вывод о том, что финансовая поддержка малого бизнеса имеет второстепенный характер, ориентирующий руководство предприятий на развитие либо реализацию определенных мероприятий, способствующих их развитию. Об этом свидетельствует и практика использования дополнительного финансирования малым бизнесом. Например, руководство кондитерского комбината «Чертаново» воспользовалось финансовой поддержкой с целью развития бизнеса путем выделения производственного направления, специализирующегося на удовлетворении индивидуальных заказов потребителей при условии сохранения поточного производства. Для реализации поставленной цели возникла необходимость в приобретении дополнительного оборудования, что и было осуществлено за счет полученных финансовых ресурсов.

Компания «Свет Мария» специализируется на создании и выпуске широкого ассортимента детских трикотажных изделий. В 2006 году ею была получена субсидия на продвижение продукции – средства были потрачены на подготовку и участие в специализированных выставках, где в дальнейшем компания смогла создать площадку для заключения долгосрочных соглашений с ритейлерами.

Основным направлением деятельности ООО «Восток» является перевозка грузов. В ходе своего развития у данного юридического лица возникла естественная необходимость в увеличении разновидности предоставляемых услуг. В 2009 году компания получила субсидию в размере 0,35 млн. рублей. На полученные средства было приобретено различное оборудование, что позволило сформировать сервисный центр и, как следствие, осуществлять ремонтные работы полного цикла как частного автомобильного транспорта, так и коммерческого транспорта и т.д.

Автор полагает, что наряду с финансовой поддержкой одним из приоритетных и первостепенных (во временном отношении) направлений государственной поддержки является соответствующая консалтинговая деятельность и информационное обеспечение малого бизнеса. Например, в московском регионе при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы реализуется Программа «Москва – малому бизнесу». Информационная поддержка программы осуществляется с использованием специализированного информационного Интернет-портала «Малый бизнес Москвы» [6]. Основной целью данного портала является формирование у потенциальных и действующих предпринимателей целостного представления о характере, порядке ведения собственного бизнеса на территории столицы. Среди основных информационных блоков портала необходимо выделить следующие:

- информация о характере, периодичности и порядке проведения различных проверок;

- поиск торговых, производственных и складских площадей с описанием их целевого предназначения;

- привлечение персонала, описание различных форм участия граждан в работе своего предприятия;

- поиск и определение своей товарной ниши, формирование цен на продукцию и услуги, обеспечение реализации продукции.

Особое внимание уделяется блоку «Создание предприятия». В рамках данного блока предложен алгоритм формирования собственного бизнеса. Следует заметить, что именно от этого стартового этапа в дальнейшем во многом будет зависеть успешность развития бизнеса, а допущенные на данном этапе ошибки способны привести не только к временным и финансовым потерям, но и к ликвидации предприятия в целом. Мировая практика свидетельствует о том, что именно в первые месяцы ведения бизнеса около 70% малых предприятий прекращают свое существование именно по причине своей неправильной ориентации на стартовом этапе. Основным преимуществом алгоритма является предоставление пользователям возможности корректно сформулировать и описать свою бизнес-идею. В дальнейшем это позволит правильно поставить цели и задачи.

Следует отметить, что становление, наращивание производственных мощностей либо их обновление заключается не только в приобретении специализированного оборудования, но и в применении современных технологий и алгоритмов работы, а также менеджмента, удовлетворяющего современным потребностям высоко-конкурентного рынка. Одним из условий успешного развития предприятия является использование на его базовом уровне процессного подхода, нашедшего свое полноценное отражение в международных стандартах серии ИСО 9000.

Руководители малых предприятий в основной своей массе являются и основными работниками, и менеджерами, по этой причине они выполняют существенный объем работы, направленный на поддержания необходимого уровня конкурентоспособности своих компаний. Кроме того, вследствие малого числа сотрудников и недостаточного объема средств зачастую отсутствует возможность для создания собственных технологий производства и разрешения иных практических вопросов. По этой причине малым предприятиям целесообразно использовать в своей деятельности стандарты, поскольку они способствуют распространению передовых, апробированных на практике технологий, что по своей сути предоставляет малому бизнесу такие же возможности, как и более крупным предприятиям и в конечном итоге способствуют экономическому прогрессу [7]. Положения данных стандартов способствуют повышению эффективности ведения бизнеса за счет достижения следующих результатов: сокращения расходов на основе корректного построения внутренних бизнес-процессов; увеличения уровня удовлетворенности потребителей посредством повышения качества производимой продукции и предоставляемых услуг; роста контролируемого сегмента рынка на основе увеличения объемов выпускаемой продукции и повышения ее конкурентоспособности [8].

Как показывает практика, по мнению потребителей, малое предприятие не обладает сильной торговой маркой, сосредотачивающей в себе четкий набор конкретных параметров и способной выступать гарантом качества реализуемой продукции. Вследствие этого таким гарантом могут быть исключительно стандарты качества. Поскольку именно использование данных стандартов позволяет обеспечить качество продукции в самом широчайшем понимании этого слова, то можно сделать вывод о том, что они являются жизненно важным ресурсом как для малого предприятия в целом, так и для каждого потребителя в частности.

Малые предприятия, используя в своей деятельности положения стандартов, способны рассчитывать на доверие, как со стороны потребителей, так и со стороны финансовых и государственных организаций, ориентированных на поддержку малого бизнеса, поскольку у отмеченных организаций появляются для этого формальные основания, т.к. использование положений стандартов отчасти гарантирует прозрачность ведения бизнеса, ясность осуществляемых бизнес-процессов. В частности, для финансовых и государственных организаций сертификация деятельности компании будет соответствовать их ожиданиям, базирующимся на имеющимся у них опыте взаимодействия с малым бизнесом. Иными словами, поскольку данные организации не способны детализировано изучить перспективы использования информации в области стандартизации, то они полагаются на экспертное мнение органов по сертификации или контролирующих органов, а также на мнение разработчиков стандартов, которые используются в деятельности конкретного малого предприятия.

В дальнейшем формальные показатели доверия способны преобразоваться в общественное мнение о деятельности малого предприятия, т.е. постепенно происходит формирование деловой репутации. При этом следует отметить, что изменение общественного мнения является весьма затратным в финансовом и временном плане мероприятием. Следовательно, формирование положительного образа, деловой репутации, заслуживающей доверия, как кредиторов, так и рядовых граждан, необходимы с самых ранних стадий развития бизнеса, чему будет способствовать информация в области стандартизации.

К основным затруднениям, препятствующим либо отодвигающим на дальнейшую перспективу освоения международных и отраслевых стандартов можно отнести: отсутствие необходимых ресурсов; отсутствие соответствующих знаний умений и навыков; отсутствие осознания значимости проводимой работы.

К основным факторам, препятствующим либо отодвигающим, на дальнюю перспективу внедрение малыми предприятиями международных и отраслевых стандартов, можно отнести: дефицит необходимых ресурсов; отсутствие соответствующих знаний умений и навыков; недостаточное осознание значимости данной работы. Однако уже сейчас становится очевидным, что освоение стандартов отдельного производства либо его определенных циклов является недостаточным. В условиях повышения уровня конкуренции на всех рынках следует повышать качественный уровень выполняемых работ практически во всех сферах деятельности предприятий малого бизнеса. Необходимо комплексное и взаимосвязанное использование стандартов, изначальное построение на их основе заложенной в них ценной информации производственных процессов будущего малого предприятия.

Список использованных источников и литературы

1. http://www.raiffeisen.ru.
2. http://sberbank.ru.
3. http://www.investbank.ru.
4. http://www.psbank.ru.
5. http://www.absolutbank.ru.
6. http://www.mbm.ru.
7. Совместное послание руководителей ИСО, МЭК и МСЭ к Всемирному дню стандартов. Президент МЭК Ренцо Тани (Renzo Tani), Президент ИСО Масами Танака (Masami Tanaka) , Генеральный секретарь МСЭ Йосио Уцуми (Yoshio Utsumi).
8. http://www.iso.org/iso/ru/home/standards/benefitsofstandards.htm.

© Гусейнов Р.И.