Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
"Российский научно–технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия"


Докукин А.В. РАСШИРЕНИЕ ДОКУМЕНТАРНОГО ПОКРЫТИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ [Электронный ресурс] // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Научный интернет-журнал. 2011. – № 1(1). Режим доступа http://iea.gostinfo.ru/files/2011_01/2011_01_03.pdf

УДК 006.07


РАСШИРЕНИЕ ДОКУМЕНТАРНОГО ПОКРЫТИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Докукин А.В.
, доктор экономических наук, заместитель начальника отдела Российского научно-технического центра информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)


В статье обосновывается актуальность задачи расширения состава документов, распространяемых посредством системы информационного обеспечения технического регулирования, анализируются различные подходы к распространению технических условий и стандартов предприятий.

Ключевые слова: система, информационное обеспечение, техническое регулирование, стандарты, технические условия.

UDC 006.07


THE EXTENSION OF DOCUMENTARY COVERAGE OF THE SYSTEM OF INFORMATIVE PROVISION OF TECHNICAL REGULATION

Dokukin A.V.
, Deputy Head of Department at Russian Research and Development Information Center on Standartization, Metrology and Compliance Check (FGUP «STANDARTINFORM»)


The article substantiates the urgency of the task of extension of the list of documents distributed through the system of informative regulating as well as analyzes various approaches to distributing technical conditions and enterprise standards.

Keywords: system, informative provision, technical regulation, standards, technical conditions.

Согласно пункту 4.17 статьи 5 «Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» [1] на него возложено решение задач информационного обеспечения технического регулирования, включая ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; единой информационной системы по техническому регулированию. При этом согласно статье 4 этого же Положения «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации».

Организацией, отвечающей за информационное обеспечение технического регулирования, является Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), созданное 1 февраля 2005 г. путем реорганизации (слияния) ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству» и ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс Госстандарта России «Издательство стандартов» Ростехрегулирования России.

Более детально сформулированные в Федеральном законе «О техническом регулировании» положения о структуре системы информационного обеспечения технического регулирования (СИОТР) раскрываются в постановлении Правительства Российской Федерации «О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» от 15 августа 2003 г. № 500, в котором определяются следующие цели создания системы информационного обеспечения технического регулирования: «Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается … в целях обеспечения соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, состоянию и развитию материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также обеспечения заинтересованных лиц информацией в сфере технического регулирования» (пункт 3 статьи 1).

Далее в этом постановлении отмечается:

«…2. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является государственным информационным ресурсом.

3. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается на основе федерального фонда государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран в целях обеспечения соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, состоянию и развитию материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также обеспечения заинтересованных лиц информацией в сфере технического регулирования…

В состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов входят следующие документы:

а) технические регламенты, утвержденные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, утверждаемые Правительством Российской Федерации;

б) документы национальной системы стандартизации, в том числе национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также перечни национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, и нормативные документы по стандартизации, метрологии, аккредитации и подтверждению соответствия, принятые Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии и другими федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» (на период до их отмены);

в) международные (региональные) стандарты;

г) национальные стандарты иностранных государств;

д) информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения» [2].

Федеральный фонд является основой информационного обеспечения деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, его подведомственных организаций, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, субъектов хозяйственной деятельности, общественных организаций, технических комитетов, экспертных комиссий, других юридических, а также физических лиц.

Объем Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов представлен в таблице 1.

Для распространения информации о стандартизации была создана Единая информационная система по техническому регулированию (ЕИС ТР) (далее – Единая система) в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (статья 44) [3].

Таблица 1

Состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов
(на 1 января 2007 г. – 235239 документов)

Документы национальной системы стандартизации
Количество
Всего
Электронно-цифровая форма в %
Технические регламенты
1
100
Стандарты гражданского назначения
22190
100
Стандарты специального назначения
3339
-
Классификаторы
34
77,4
Правила и рекомендации по стандартизации
500
100
Документы национальной системы стандартизации
Количество
Оригинал
Перевод
Всего
Электронно-цифровая форма в %
Международные стандарты:
ИСО
14676
49,9
5157
МЭК (БД ВНИИКИ)
3403
30,2
1030
Национальные стандарты иностранных государств, в том числе:
176984
9,6
7925
Австрии (основная серия)
2194
28,3
15
Великобритании (включая BS EN)
11294
17,7
684
Германии (включая DIN EN)
26236
37,8
2118
Италии (основная серия)
5435
5,3
205
Франции (включая NF EN)
18774
24,0
668
Японии
3233
0,4
271
Других 33-х государств
109818
0,9
3964
Имеется доступ к сайтам организаций по стандартизации 106-ти иностранных государств

Целями создания Единой системы являются:

• оперативное обеспечение всех заинтересованных лиц достоверной и полной информацией в сфере технического регулирования, в том числе информацией относительно технических регламентов и стандартов, а также о требованиях к безопасности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения и утилизации, способах и методах обеспечения и подтверждения указанной безопасности, в области контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

• обеспечение информационной поддержки процессов технического регулирования, в том числе прозрачности и широкого обсуждения разработки и принятия технических регламентов и стандартов, проведения оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, деятельности технических комитетов по стандартизации и экспертных комиссий по техническому регулированию;

• интеграция информационных ресурсов технического регулирования и метрологии с информационными ресурсами в системе управления государственных органов;

• обеспечение выполнения положений Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, касающихся информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия;

• создание условий и предпосылок для организации и осуществления межведомственных, межрегиональных связей, а также международного сотрудничества со странами-участниками СНГ, ЕЭП и ЕврАзЭС в сфере технического регулирования, а также в рамках международных и региональных организаций по стандартизации.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

• централизованное ведение сведений об информационных ресурсах федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования, а также о поступлении, рассмотрении, утверждении, отмене, опубликовании и распространении технических регламентов, документов в области стандартизации, оценки соответствия, метрологии;

• централизованное и распределенное хранение информационных ресурсов по техническому регулированию в узлах обработки информации;

• регламентированное телекоммуникационное взаимодействие между узлами обработки информации, другими внешними информационными системами и пользователями, с помощью выделенных и коммутируемых каналов связи, компьютерной сети Интернет;

• обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен или запрещен;

• определение порядка взаимодействия между участниками и потребителями информации Единой системы, включая определение сроков, форм и форматов предоставления информации;

• обеспечение информационного взаимодействия Единой информационной системы с информационными системами по техническому регулированию стран-участниц СНГ, ЕЭП и ЕврАзЭС, международных и региональных организаций по стандартизации, а также в рамках иных международных договоров и соглашений, в которых участвует Российская Федерация;

• обеспечение защиты и сохранности информации в сфере технического регулирования;

• развитие государственных информационных услуг в сфере технического регулирования.

Приведенный перечень целей и задач создания Единой системы несколько шире положений Федерального закона «О техническом регулировании» и соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации, касающихся назначения Единой системы. Вместе с тем указанные цели и задачи оправданы системным подходом к вопросам информатизации технического регулирования, стандартизации, метрологии и оценки соответствия.

Единая информационная система по техническому регулированию призвана обеспечивать повышение эффективности работы органов государственной власти, упрощение межведомственного взаимодействия, доступность информации о техническом регулировании, стандартизации, метрологии и оценке соответствия федеральным органам законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, субъектам хозяйственной деятельности, международным и зарубежным организациям по стандартизации, а также заинтересованным лицам.

Единая система разрабатывается как информационная система общего пользования, имеет федеральный межведомственный статус и представляет собой совокупность организационных, информационных, программных, аппаратных и телекоммуникационных средств, которые позволяют формировать и вести информационные базы системы, обеспечивать заинтересованным лицам доступ к ним, предоставлять информационные ресурсы Единой системы и информацию о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

По мнению автора, уникальность информационной инфраструктуры распространения данных в рамках ЕИС ТР определяет необходимость максимального использования ее возможностей для повышения информационной связности и прозрачности экономики, облегчения процесса распространения знаний.

Важной составляющей экономической детерминанты формирования новых требований к системе информационного обеспечения технического регулирования является необходимость активизации использования ее возможностей в процессе распространения «лучших практик» ведения бизнеса.

Как показывает опыт, в отличие от национальных стандартов, которые в основном регламентируют требования к изделиям, работам и услугам, корпоративные стандарты затрагивают более широкий круг вопросов, в частности, обобщая и закрепляя внутрифирменные практики организации бизнес-процессов. Подобные стандарты, например, активно используются в компании «Газпром», ряде крупных нефтехимических компаний и т.д. При этом некоторые компании активно поощряют распространение своих корпоративных стандартов среди контрагентов, поскольку это обеспечивает более эффективные бизнес-коммуникации, большие гарантии качества поставляемых смежниками продуктов. В некоторых отраслях объединяющие экономических субъектов ассоциации сами принимают меры к выработке отдельными субъектами на базе своего передового опыта стандартов и их дальнейшему распространению. Так, Ассоциация российских банков (АРБ) в 2005 году создала рабочую группу по выработке стандартов, которая стала координировать усилия банков-членов, обобщать и распространять их опыт. Однако данный опыт пока является скорее исключением из правила, причиной чему, как показывает исследование, является информационная закрытость российских предприятий, отсутствие механизмов распространения корпоративных стандартов и технических условий с соблюдением авторских прав. При этом, как показывает мировая практика, в частности, коммерческого распространения стандартов ИСО, построенных именно на обобщении лучших бизнес-практик, данный вид деятельности является весьма выгодным, позволяющим разработчику стандарта не только компенсировать средства на его разработку, но и получить прибыль.

Наиболее эффективным методом добровольного коммерческого распространения корпоративных стандартов и технических условий является их передача в Федеральный информационный фонд (ФИФ) с целью последующей продажи через сеть распространения системы информационного обеспечения технического регулирования. Это позволит мелким и средним предприятиям не тратить средства на разработку собственных бизнес-практик, а приобретать закрепленные в стандартах лучшие решения у лидеров отрасли.

Важной проблемой является так же формирование инфраструктуры распространения технических условий. Технические условия (ТУ) – это документ, посредством которого изготовитель доводит до потребителя информацию о выпускаемой продукции: о ее назначении, области применения, потребительских характеристиках, безопасном обращении при применении, правилах упаковки, маркировки, транспортирования, хранения, о правилах ее приемки и методах контроля (испытания, измерения, анализа) (данная проблема всесторонне рассмотрена Ю. Берновским в [4]). Информацию о наличии ТУ на конкретную продукцию можно найти в информационном указателе «Технические условия» (ИУТУ), издаваемом ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и формируемом на основе каталожных листов продукции. В ИУТУ представлено обозначение ТУ, его наименование, дата введения в действие и адрес держателя подлинника, к которому можно обратиться по поводу приобретения ТУ. Наиболее полная информация о ТУ за годы регистрации каталожных листов продукции (с 1995 г. по настоящее время) имеется в банке данных «Продукция России», который предоставляет информацию о ТУ на все виды продукции.

Как указывает Ю. Берновский, попытки приобретения ТУ у изготовителя, расположенного в том же регионе, могут не увенчаться успехом, поскольку слишком остра конкуренция. При этом рекомендуется обратиться к держателю подлинника, находящемуся в другом регионе: для него возможная конкуренция не представляет опасности.

По мнению автора, для организаций, специализирующихся на разработке ТУ (в частности, отраслевых научно-исследовательских институтов, имеющих опытных специалистов, хорошую нормативно-техническую базу, приборы и оборудование для проведения испытаний, уже разработавших от нескольких десятков до нескольких сотен ТУ, которые приобретают и реализуют многие предприятия-изготовители, а также разрабатывающих ТУ под заказ), выгодным будет передача ТУ в состав ФИФ с целью последующего централизованного платного распространения посредством СИОТР. Это позволит заказчикам быстрее и с меньшими издержками находить проверенного разработчика нужных ТУ и покупать их на стандартных условиях, а разработчикам – значительно расширить рынок сбыта своих ТУ, не тратя средств на самостоятельную маркетингово-рекламную деятельность.

Таким образом, рассмотрение возможностей СИОТР в части платного распространения широкого круга документов в области стандартизации позволяет сделать вывод о том, что это позволит значительно повысить экономический эффект СИОТР за счет формирования централизованной инфраструктуры передачи корпоративных знаний.

Список использованных источников и литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» от 17 июня 2004 г. № 294 // Российская газета, 2004. – 22 июня.
2. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» от 15.08.2003 г. № 500 (ред. от 02.08.2005 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 34. – Ст. 3367.
3. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 21.07.2011 г.) // СЗ РФ. – 2002. – № 34 (ч. 1). – Ст. 5140.
4. Берновский Ю.Н. Технические условия или стандарты организации на продукцию // Стандарты и качество, 2007. – № 6.

© Докукин А.В.