Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
"Российский научно–технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия"


Астремский А.Д. К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ПРИМЕНЕНИИ ИТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА ПРИНЦИПАХ ФРАНЧАЙЗИНГА [Электронный ресурс] // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Научный интернет-журнал. 2011. – № 1(1). Режим доступа http://iea.gostinfo.ru/files/2011_01/2011_01_02.pdf

УДК 338.242.2


К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ПРИМЕНЕНИИ ИТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА ПРИНЦИПАХ ФРАНЧАЙЗИНГА

Астремский А.Д.
, соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»


В статье рассматриваются отдельные аспекты влияния информационно-коммуникационных технологий на развитие малого и среднего предпринимательства. Показана необходимость интенсивного внедрения и использования ИКТ в хозяйственной деятельности предпринимательских структур на современном этапе экономического развития страны.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, информационно-коммуникационные технологии, франчайзинг.

UDC 338.242.2


ON THE EFFECTIVE USE OF TECHNOLOGY IT TO THE BUSINESS OF FRANCHISING

Astremsky A.D.
, researcher of FSUE «STANDARTINFORM»


In the article considers some aspects of impact the information and communication technologies of the development of small and medium entrepreneurship. Are present the necessity of an intensive implementation and use of the ICT in the economic activity of business entities at the present stage of economic development.

Keywords: small and medium business, information and communication technology, franchising.

Современному этапу социально-экономического развития свойственны перманентно возрастающий спрос на информацию и использование новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их внедрение существенно облегчает достижение поставленных целей, обеспечивает постоянный доступ к нужным источникам, в конечном итоге, стимулирует рост и развитие бизнеса, экономит время. В этой связи можно утверждать, что в современной хозяйственной деятельности появился новый элемент производительных сил в виде ИКТ. Информация в совокупности с ИКТ и знаниями становится одним из важнейших факторов успешного функционирования любой экономической системы, оказывая революционное воздействие на развитие современных и модернизацию старых форм ведения бизнеса.

Современные информационно-коммуникационные технологии насыщены различными компьютерными программами и техническими устройствами, предназначенными для автоматизации деятельности предприятий, вплоть до так называемых мобильных офисов (несколько ноутбуков, объединенных в сеть с помощью технологий WiFiTM и Bluetooth, имеющих выход в Интернет с помощью GPRS, и подключенных к принтеру).

Внедрение современных информационных технологий для предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на принципах франчайзинга, также важно, как и для крупных корпораций, в связи с тем, что и те, и другие находятся под влиянием одних и тех же экономических факторов.

Вместе с тем анализ показывает, что в настоящее время достаточно большое количество малых и средних предприятий не уделяют должного внимания внедрению информационно-коммуникационных технологий, что в последующем сказывается на качестве их функционирования в целом, заключающееся в торможении дальнейшего развития либо приостановке деятельности. Неразвитость компьютерных сетей, невозможность связать в сеть их мобильные компоненты не позволяют отечественным хозяйствующим субъектам, функционирующим на принципах франчайзинга, использовать технологии он-лайнового контроля за сбытом и ассортиментом продукции, что типично для большинства их аналогов в развитых странах. Одна из причин существования подобной ситуации лежит в низком приоритете информационных технологий в направлениях развития малых и средних предприятий, в нехватке информации об ИТ-решениях, приносящих организациям реальные преимущества в бизнесе.

Подчеркивая важность использования ИТ-решений в малом и среднем бизнесе, следует иметь в виду, что в настоящее время имеется довольно большое количество утверждений об общей принципиальной убыточности информационно-коммуникационных технологий, поскольку якобы применение вычислительной техники лишь дает возможность достичь нового качества управления, но не меняет его суть. По мнению авторов этих утверждений, происходит просто смена поколений инструментов работы с информацией, поэтому тратить время и деньги на расчет экономического эффекта от внедрения корпоративных информационных систем фактически означает еще больше увеличивать убытки, связанные с этим внедрением [2].

Следует заметить, что проблема оценки эффективности внедрения и использования информационных технологий возникла с появлением автоматизированных систем управления, в связи с чем в 1975 г. была утверждена «Методика определения экономической эффективности автоматизированных систем управления предприятиями и производственными объединениями»[7]. Однако, как показывает практика, сфера применения данной методики достаточно ограничена. Она может быть эффективно использована только на тех предприятиях, где возможно осуществлять объективный учет затрат и доходов.

В свою очередь, внедрение информационно-коммуникационных технологий требует: математического обеспечения; формирования информационных потоков; подготовки (привлечения) квалифицированных специалистов; разработки алгоритмов обмена/обработки информации; проведения комплекса мер по защите данных от случайных или намеренных потерь ит.д. В конечном счете, необходимо соизмерять затраты на ИКТ и ожидаемый экономический эффект от их внедрения и использования и многое другое. ИКТ не должны стать убыточными для бюджета предприятия, они должны полноправно участвовать в формировании добавочной стоимости его конечного продукта.

В связи с этим, осознавая тот факт, что внедрение и использование современных информационно-коммуникационных технологий требует достаточно сложной подготовительной работы, существенных финансовых затрат и наукоемкой техники, руководители малого и среднего бизнеса недостаточно охотно стремяться развивать их на своих предприятиях. Как правило, в большинстве случаев они ограничиваются приобретением технических средств и установкой необходимого программного обеспечения, затем объединяют персональные ЭВМ в локальную сеть.

Вместе с тем современные условия ведения хозяйственной деятельности свидетельствуют о том, что этого недостаточно, что внедрение ИКТ является неотъемлемым условием их устойчивого функционирования. Положительными эффектами от внедрения ИКТ являются повышение информированности руководства и, как следствие, управляемости предприятием; снижении затрат труда на учет; уменьшении потерь от погрешностей учета; повышении точности и оперативности текущих управленческих процедур, снижении издержек от ошибок управления, улучшении взаимодействия с партнерами. В качестве примера можно привести тот факт, что одни лишь процессы работы с документами претерпевают существенные изменения (см. табл. 1).

Малому и среднему бизнесу необходимо не просто обратить пристальное внимание на использование ИКТ и сетевых форм организации экономики в современных хозяйственных системах, а принять их на вооружение, в результате чего руководству будет легче обеспечивать и поддерживать качество внутреннего контроля.

Процесс создания, обеспечение эффективного функционирования и качественного управления сбытовой сетью является сложной задачей. Ее решение требует как от управленческого, так и обслуживающего персонала наличия определенных специальных знаний, навыков и умений в этой области, отсутствие которых, является тормозящим фактором развития предприятия в целом. В настоящее время предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие свою деятельность на принципах франчайзинга, представляют собой многосубъектные производственно-сбытовые системы. Отличительными особенностями таких систем являются: интеграция ресурсов (информационных, сырьевых, финансовых, трудовых); целенаправленная координация и синхронизация бизнес-процессов предприятий для достижения общих целей; использование информационных технологий, позволяющих наладить систему взаимодействия клиентов и исполнителей в рамках единой мультиагентной сети.

Таблица 1

Отдельные функции работы с документами и возможности их автоматизации

Основные функции работы с документами
Краткая характеристика основных функций
Возможности автоматизации
Составление
Подготовка содержания документа на основе имеющейся информации
Подготовка текста на компьютере с использованием форм, шаблонов и др.
Оформление
Использование внешних готовых разновидностей документов и расположение реквизитов в соответствии с установленными требованиями
Использование компьютерных шаблонов, форм с типовыми элементами оформления
Регистрация, учет
Запись учетных данных о документе по установленной форме в журнале, картотеке
Автоматическое присвоение регистрационных номеров в соответствии с выбранными правилами номерообразования и запись учетных данных документа в компьютерной системе
Передача на исполнение или отправка адресату
Процедура доведения документов до конкретных лиц: через курьера, почту, факс, телеграф
При наличии электронного документа или электронной копии, отправка по электронным каналам связи
Копирование, размножение
Создание копий документов для обеспечения ознакомления с ним и одновременной работы необходимого круга лиц
Использование компьютерной техники (распечатка дополнительных копий, копирование файла, сканирование бумажного носителя и др.)
Поиск
Нахождение документа или запрашиваемых сведений о нем
Процесс возможно автоматизировать. Необходим выбор критериев поиска
Хранение
Обеспечение физической сохранности документа и соблюдение порядка доступа к информации в процессе исполнения
Обеспечение физической сохранности электронных документов и баз данных (резервное копирование)


Важно заметить, что в разработке инфраструктуры многосубъектных производственно-сбытовых систем ключевую роль должны играть, прежде всего, стандарты в области компьютерных сетей, программного обеспечения, аппаратных средств и др. К базовой инфраструктуре многосубъектных производственно-сбытовых систем следует относить [3]:

- сетевые средства и технологии коммуникации, т.е. средства Internet/Intranet;

- средства быстрого построения распределенных приложений в неоднородных средах, основанные на стандарте взаимодействия прикладных программ CORBA (Common Object Request Broker Architecture), что обеспечивает применение общих ресурсов путем поддержки обмена сообщениями между объектами сети;

- CALS-технологии, ядром которых выступает международный стандарт для обмена данными по моделям продукции STEP (Standard for the Exchange of Product model data), позволяющий приложениям понимать семантику производственной информации;

- корпоративные системы управления знаниями;

- различные средства поддержки групповой деятельности, включая программные средства обеспечения процессов сотрудничества и координации на базе систем обмена сообщениями (massage systems), систем обеспечения компьютерных телеконференций (computer conferencing), систем поддержки группового принятия решений и электронных совещаний (electronic meeting rooms), соавторских систем группового решения задач (co-authoring systems), систем аргументации (argumentation systems).

Малому и среднему бизнесу порой достаточно сложно осуществить внедрение на своих предприятиях такой инфраструктуры. В связи с этим в настоящее время активное содействие в вопросах поддержки внедрения в практику деятельности малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных систем оказывает компания Intel. Свою деятельность в данном направлении она развернула еще в 1998 г., в рамках которой предусматрено создание и продвижение готовых информационных решений местных и зарубежных компьютерных компаний для предприятий.

В начале нового тысячелетия (в 2003 г.) компания Intel заявляла о проведении Программы по поддержке малого и среднего бизнеса в странах СНГ. Цель программы заключалась в помощи по развитию малых и средних предприятий в странах СНГ за счет внедрения передовых компьютерных технологий; увеличению эффективности труда; увеличению конкурентоспособности предприятий и расширению клиентской базы. Следует заметить, что программа охватывала весь спектр участников данного рынка. Среди них были предприятия малого и среднего бизнеса; поставщики компьютерных решений; поставщики программного обеспечения; кредитные организации и др.

Практика показала, что внедрение ИТ-технологий на предприятиях непременно влечет за собой организационные изменения различной степени. Все зависит, прежде всего, от стратегии предприятия, предметной области ее деятельности, от уровня развития сети бизнес-процессов, от степени интегрированности информационных ресурсов и, конечно, от решимости и настойчивости руководства довести начатые преобразования до логического завершения. Рисунок 1 отражает основные организационные изменения в деятельности предприятия под воздействием ИКТ.



Рис. 1. Влияние информационно-коммуникационных технологий на организацию ведения бизнеса


Следует заметить, что история информатизации управления современными компаниями насчитывает много этапов, анализ которых достаточно подробно осуществлен в научных изданиях. К перспективным методам, с точки зрения воплощения идеала производственно-сбытовой системы, которая должна в короткие сроки обеспечивать интеллектуальное взаимодействие сотрудников из разных субъектов, а также гибко реагировать на запросы внешней среды, фактически включая пользователей как активную составную часть процесса создания, совершенствования и реализации продуктов, следует отнести организацию мобильного места оператора на ноутбуке. Обмен между товароучетной программой и кассовым местом в торговом центре настраивается через интернет-модемы, а загрузка продаж и контроль кассового персонала осуществляется удаленно из любой точки, выгрузка данных для бухгалтерского учета выполняется автоматически через электронную почту.

Таким образом, беря за основу принятое ЮНЕСКО определение, согласно которому информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы, можно сделать вывод о том, что именно они позволяют приблизиться к идеалу объединения сообщества производителей, распространителей и потребителей в единую распределенную систему, позволяя клиентам получать товары, максимально соответствующие их потребностям и ожиданиям, распространителям – уменьшать складские запасы и более точно прогнозировать спрос, а производителям – повысить прибыльность продаваемых изделий и перейти от разорительной ценовой конкуренции к соревнованию в более полном удовлетворении запросов потребителей.

Список использованных источников и литературы

1. Intel поддерживает малый и средний бизнес. КМ.RU // www.business.km.ru/magazin/.
2. Балашов В.Г., Ириков В.А. Технологии повышения финансового результата предприятий и корпораций. – М.: РОЭЛ Консалтинг, 2002.
3. Болотов А.Ю. Методы обеспечения качества продукции в мультисубъектных производственно-сбытовых системах: Дисс. канд. экон. наук. – М., 2010.
4. Васильев С. Информационные технологии в малом и среднем бизнесе // www.thg.ru/business/200312091/it_in_business-02.html.
5. Информационные технологии в малом бизнесе // www.vdcr.ru/hot-spots/it.html.
6. Правдина М.Е. Управление в малом бизнесе: анализ ситуации и потребность в специалистах // www.fa-kit.ru/main_dsp.php?top_id=14831.
7. Методика определения экономической эффективности автоматизированных систем управления предприятиями и производственными объединениями. – М.: Статистика, 1976.

© Астремский А.Д.